По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.03

Вопросы исламизации народов Северного Кавказа в контексте политики России XIX века

Шамаев Артур Мурадинович ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России», Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123, e-mail: Shomik788@mail.ru

Статья посвящена весьма актуальной теме — проблемам исламизации народов Северного Кавказа, а также их взаимоотношениям с Россией XIX столетия, которые не всегда были гладкими, так как здесь столкнулись две идеологии — христианская и исламская. Доказывается, что в регионе империя не препятствовала распространению ислама, но когда видела угрозу своему государственному устройству, то старалась действовать запретными мерами, что и привело к вооруженному противостоянию, проходившему под знаменами Мухаммеда. В ходе этой войны исламизация получила своё продолжение в идеологии мюридизма, а апофеозом магометанских устремлений XIX в. на Северном Кавказе стала попытка учреждения имамом Шамилём исламского государства — имамата на землях Дагестана. Автор приходит к выводам, что, несмотря на все перипетии российской политики в отношении мусульманских народов, империя продолжила модернизационное реформирование в регионе, включающее в себя и политику веротерпимости.

Литература:

1. АВПРИ (Архив внешней политики Российской империи). — Ф. 161/4 [Азиатский департамент]. — Оп. 729/2. — Д. 35. — Л. 1.

2. АВПРИ. — Ф. 161/4 [Азиатский департамент]. — Оп. 729/2. — Д. 35. — Л. 3.

3. Арапов Д.Ю. Императорская Россия и мусульманский мир (конец XVIII–начало ХХ в): Сборник материалов. — М.: Наталис, 2006. — 321 c.

4. Блейх Н.О. Некоторые аспекты геополитического и социокультурного развития Северного Кавказа в новое время // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2016. — № 4(37). — С. 296–298.

5. Вишленкова Е.А. Заботясь о душах подданных: Религиозная политика в России первой четверти XIX в. — Саратов, 2002. — 211 с.

6. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVII–начало ХХ в. — М., 1978. — 211 с.

7. Гичибекова Р.М., Омаров А.И. Из истории политики самодержавия в отношении мусульманского мира Кавказа в первой трети XIX века // Вестник Дагестанского государственного университета. — Махачкала, 2013. — С. 13–18.

8. Кушхабиев А.В. Русско-кавказская война в истории адыгского народа // Исторический вестник. 7 выпуск. — Нальчик, 2008. — 543 c.

9. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. — Махачкала, 1996. — 216 c.

10. Хачидогов Р.А. Российская политика в области мусульманского образования конца 19 — начала ХХ веков на Северном Кавказе //Историческая и социально-образовательная мысль. — Т. 7. — № 5. — Часть 1. — 2015. — С. 67–72.

11. ЦГА РД (Центральный государственный архив Республики Дагестан) Ф. 133. [Коллекция документов по истории движения горцев под руководством Шамиля.] — Оп.1. — Д. 1. — Л. 33.

12. Bleikh N. O. Views of the Russian intelligentsia to the problem of cultural development of the North Caucasus region (XIX century) // Former years. — 2014. — № 3 (33). — P. 405–409.

Статья поступила 23.04.2017 г.

В современное нам время Россия продолжает переживать общественноэкономический кризис, связанный с процессом становления иной социальной системы. Эта процедура, как известно, характеризуется дезинтеграцией общественных институтов, утратой личностной аутентификации с бывшими социальными конструкциями и традициями. При этом кристаллизация новой ценностной системы является до сих пор проблематичной. В поисках средств выхода из такой кризисной ситуации в социуме приживается идея о совершенствовании духовного мира человека посредством религии, одной из которых является ислам.

Сегодня, когда происходит переосмысление религиозного мировоззрения, мусульманство у народов Северного Кавказа ассоциируется с вечным, непреходящим, исторически закономерным институтом, играющим огромную роль в жизни человека и потому являющимся социокультурным регулятором [4. С. 296]. В условиях современной модернизации российского общества анализ исламского мировоззрения в разные исторические периоды его бытования на Северном Кавказе представляется нам весьма актуальным и практически значимым.

Наиболее значительным и интересным в истории ислама стал XIX в., отмеченный многими социально-политическими событиями, связанными с взаимоотношениями народов Северного Кавказа с Российской империей, которые отличались некоторой нестабильностью, так как регион являлся наиболее сложным в социально-экономическом развитии, осуществлении административного управления и обеспечения национальной безопасности. Причем последняя была на тот момент наиболее востребованной из-за того, что в кавказские проблемы постоянно вмешивались иностранные государства — Иран, Турция, Англия и Франция, которые не теряли своих устремлений «прибрать к рукам» регион.

Особенно интересовались «кавказскими делами» мусульманские страны — Иран и Турция. Они под знаменем исламской идеологии вели антирусскую пропаганду среди горцев, опираясь на местную знать, которая зачастую не являлась лояльной к русскому государству и с любопытством следила за конфронтацией России и Ирана, стремясь определить победителя [4. С. 296]. В этом плане небезынтересно осветить эпизод, связанный с Казикумухским ханством, являвшимся в те времена самым крупным и влиятельным государственным образованием, которым управлял Сурхай-хан II.

Для Цитирования:
Шамаев Артур Мурадинович, Вопросы исламизации народов Северного Кавказа в контексте политики России XIX века. Вопросы культурологии. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: