Статья поступила 23.04.2017 г.
В современное нам время Россия продолжает переживать общественноэкономический кризис, связанный с процессом становления иной социальной системы. Эта процедура, как известно, характеризуется дезинтеграцией общественных институтов, утратой личностной аутентификации с бывшими социальными конструкциями и традициями. При этом кристаллизация новой ценностной системы является до сих пор проблематичной. В поисках средств выхода из такой кризисной ситуации в социуме приживается идея о совершенствовании духовного мира человека посредством религии, одной из которых является ислам.
Сегодня, когда происходит переосмысление религиозного мировоззрения, мусульманство у народов Северного Кавказа ассоциируется с вечным, непреходящим, исторически закономерным институтом, играющим огромную роль в жизни человека и потому являющимся социокультурным регулятором [4. С. 296]. В условиях современной модернизации российского общества анализ исламского мировоззрения в разные исторические периоды его бытования на Северном Кавказе представляется нам весьма актуальным и практически значимым.
Наиболее значительным и интересным в истории ислама стал XIX в., отмеченный многими социально-политическими событиями, связанными с взаимоотношениями народов Северного Кавказа с Российской империей, которые отличались некоторой нестабильностью, так как регион являлся наиболее сложным в социально-экономическом развитии, осуществлении административного управления и обеспечения национальной безопасности. Причем последняя была на тот момент наиболее востребованной из-за того, что в кавказские проблемы постоянно вмешивались иностранные государства — Иран, Турция, Англия и Франция, которые не теряли своих устремлений «прибрать к рукам» регион.
Особенно интересовались «кавказскими делами» мусульманские страны — Иран и Турция. Они под знаменем исламской идеологии вели антирусскую пропаганду среди горцев, опираясь на местную знать, которая зачастую не являлась лояльной к русскому государству и с любопытством следила за конфронтацией России и Ирана, стремясь определить победителя [4. С. 296]. В этом плане небезынтересно осветить эпизод, связанный с Казикумухским ханством, являвшимся в те времена самым крупным и влиятельным государственным образованием, которым управлял Сурхай-хан II.