В ходе общественного обсуждения Постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении запрета на допуск товаров (отдельных видов медицинских изделий), происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации» были ли учтены мнения экспертов? Большая часть экспертов высказывают опасения, что принятие данного закона приведет к ухудшению оказания медицинских услуг, так как производство российских медицинских изделий не покрывает потребностей здравоохранения. Кроме того, данный закон исключает конкуренцию, что противоречит нормам современного рынка.
– С точки зрения закупщиков, ваши опасения о возможном ухудшении качества оказания медицинских услуг и сокращения конкуренции на рынке медизделий, как предполагаемого Вами следствия принятия акта Правительства РФ об установлении запрета на допуск импортных медицинских изделий, конечно же, заслуживают самого серьезного отношения.
Между тем, ни разработчики проекта акта, ни эксперты, высказывающиеся как за его принятие, так и против, не приводят конкретных данных и фактов, которые могли бы быть положены в основу анализа и прогноза последствий.
Остается неясным, какие конкретно отечественные производители осуществляют в настоящее время выпуск поименованных в перечне изделий, каковы на настоящее время их мощности, где сегодня местонахождение данных производств и их субподрядчиков, каково финансовое положение головных предприятий.
Отсутствие конкретных данных не позволяет нам, закупщикам, определиться в части собственных профессиональных вопросов о будущей эффективности закупок импортозамещающих медизделий.
Между тем, международный опыт показывает, что меры по замещению импорта отечественной продукцией наиболее результативны при условии их комплексности. В этой связи усматривается целый блок контрактных вопросов.
К примеру, важно, какими способами будет осуществляться выбор поставщиков продукции, попавшей под запрет. Большинство видов медицинских изделий, находящихся в перечне изделий, запрещенных к допуску, одновременно включено в аукционный перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Следовательно, контрактные службы и контрактные управляющие должны устанавливать к данной продукции требования, отвечающие нормам статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ, и одновременно позволяющие осуществлять выбор поставщика исключительно по критерию наименьшей цены. Возможно, в этих условиях большинство заказчиков пойдет по пути наименьшего сопротивления, т. е. «перепишет» функциональные и технические параметры уже выпускаемых отечественных медизделий. В результате, публичный спрос, наверное, потеряет часть своего стимулирующего инновационного потенциала.