По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.27

Вопросы финансирования здравоохранения в России

Семенова А. Н. канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: semenovaalbina@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы финансирования здравоохранения. Исследуются различные модели финансирования. Рассматриваются вопросы повышения эффективности механизмов финансирования здравоохранения.

Литература:

1. Федеральный закон от 28.06.1991 № 326-ФЗ «О медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования».

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”».

6. Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год».

7. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 08.05.2009 № 2056/26и «О направлении Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи при поэтапном переходе на одноканальное финансирование».

8. Дементьев Д.В. Финансирование здравоохранения: источники, способы и результаты // ЭКО. — 2016. — № 11. — С. 56–62.

9. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / Рук. авт. колл. С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 84 с.

10. Улумбекова Г.Э., Калашникова А.В. Факты о бюджете здравоохранения РФ на 2018–2020 гг. // ОРГЗДРАВ: новости, мнение, обучение. — 2017. — № 4. — С. 17–23.

11. Федченко Е.А. Оценка и контроль эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 348 с.

12. Филипенко А.В. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности деятельности страховых медицинских организаций как участников обязательного медицинского страхования в 2014–2015 годах и истекшем периоде 2016 года» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2017. — № 3.

13. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — 367 с.

Вопросы финансирования здравоохранения являются объектом споров, дискуссий в течение длительного времени. В настоящий момент нет достаточного обоснования преимуществ какой-либо модели финансирования здравоохранения в России. Плюсы и минусы различных моделей, используемых в других странах, исследованы и раскрыты в научных и научно-практических изданиях. Опыт применения в России удачных моделей финансирования в зарубежных странах приводит к пониманию, что эффективность модели финансирования здравоохранения в значительной степени определяется особенностями общеэкономических, политических и социально-культурных условий жизнедеятельности общества. Не случайно прослеживается существенное различие в финансировании системы здравоохранения в развитых и развивающихся странах. Известно, что в условиях развитой экономики задачи здравоохранения преимущественно связаны с внедрением более совершенных медицинских технологий и механизмов управления, повышением качества и, соответственно, удорожанием медицинских услуг. В странах с развивающейся экономикой основная задача системы здравоохранения состоит в обеспечении первичной медико-санитарной помощи населению.

Различают три основные модели финансирования здравоохранения. Первая модель — это хорошо известное российскому обществу государственное бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование занимает значительную часть в покрытии затрат на здравоохранение в Швеции (91%), Италии (87%), Великобритании (86%). Вторая модель, наиболее развитая в таких странах, как Германия, Канада, Австрия, Франция, Япония и Бельгия, — это страховое финансирование, которое может быть реализовано с преобладанием влияния государства на условия страхования, стоимость медицинских услуг, обеспечение гарантий на оказание медицинской помощи населению либо с доминированием частной собственности в здравоохранении, когда работающее население полностью оплачивает медицинские услуги своей семье, а государство финансирует услуги лишь социально незащищенным группам населения. Третья модель — это частное финансирование за счет отдельных лиц или группы акционеров, при этом развитые страны ограничивают непосредственную оплату медицинских услуг пациентами.

Для Цитирования:
Семенова А. Н., Вопросы финансирования здравоохранения в России. Бухучет в здравоохранении. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: