По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вопросы экспозиционного проектирования и практика проектных решений университетских музеев

Хламов И.И. Начальник управления молодёжной политики, ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Анфиногенова Е.А. ведущий специалист Музея истории СПбПУ, ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

В статье дается краткая характеристика специфики университетских музеев, раскрываются проблемы, с которыми они сталкиваются, описывается практика проектных решений и особенности экспозиционного проектирования. Статья рассказывает о семинаре, который был посвящен данной тематике и проводился Музеем истории СПбПУ совместно с бюро музейной сценографии «Метаформа».

Литература:

1. Артамонов А.А. Проектный семинар: технология или искусство? // Музейное проектирование. М., 2009. С. 98-117

2. Богданова Н.В. Онтология проектирования современного университетского профильного музея / Н.В. Богданова, Н.М. Боргест, С.А. Власов, Д.С. Глибоцкий // Онтология проектирования. 2021. Т. 11. №3 (41). С. 320-338.

3. Госкаталог.РФ. Режим доступа: https:// goskatalog.ru/

4. Метаформа. Бюро музейной сценографии. Режим доступа: https://meta-forma.ru/

5. Прокудина Д.А. Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы, задачи // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 9 (781). С. 201-209.

6. Сведения об образовательных организациях Российской Федерации, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Режим доступа: data_20201229_ structure_20201229_5.csv

7. Сыченкова Л.А. О способах представления истории в музейных экспозициях // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 124-135.

8. Труевцева О.Н. Университетский музей: главный вектор развития // Вестник КемГУКИ. 2017. № 38. С. 56-61.

9. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пустовойт, О.Ю. Нельзина, А.А. Корнеева. М., 2021.

Университетские музеи — важная часть наследия нашей страны, имеющая большой потенциал. Фонды, сосредоточенные в коллекциях музеев образовательных организаций высшего образования (ООВО), значительны по объему и качеству. Именно музеи ООВО, наряду с академическими музеями, сохраняют значительную часть научного наследия нашей страны.

24 июня 2021 г. на базе СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого прошёл образовательный семинар «Музей университета. Вопросы экспозиционного проектирования и практика проектных решений» от бюро музейной сценографии «Метаформа». Семинар был разработан специально для вузовских музеев, учитывая их особенное положение в музейном сообществе.

Семинар вызвал интерес среди музеев ООВО Петербурга: зарегистрировалось свыше 25 участников из 16 музеев. Среди них представители музеев СПбГМУ им. И.П. Павлова, Технологического института, Горного университета, СПбГУПТД, СПбГУТ им. М.А. БончБруевича, СПбГМТУ, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, СПбГУ, БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.

В рамках теоретической части участники обсудили особенности университетских музеев в музейном мире, тенденции в музейном проектировании, коммуникационные возможности через пространственные решения экспозиции, художественное оформление и спектры мультимедийных решений.

Среди музеев ООВО можно выделить несколько основных типов: музей истории университета или его подразделения, музей, посвященный профильной науке, мемориальный музей, а также музеи, выходящие за пределы университетской проблематики.

Профессор Алтайского государственного педагогического университета Труевцева О.Н. объединяет функции университетских музеев в три группы. Первая группа связана с функциями, имманентными для всех музеев: выявление и отбор предметов для коллекций, изучение, систематизация, организация учёта и хранения музейных предметов, экспонирование, обеспечение музейной коммуникации. Вторая группа функций обусловлена использованием музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов. Третья группа функций выводит музей за пределы университета. Она работает на окружающую социальную среду, формируя определённый позитивный имидж учебного заведения, рекрутируя новые поколения студентов [8, с. 56].

Для Цитирования:
Хламов И.И., Анфиногенова Е.А., Вопросы экспозиционного проектирования и практика проектных решений университетских музеев. Музей. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: