Университетские музеи — важная часть наследия нашей страны, имеющая большой потенциал. Фонды, сосредоточенные в коллекциях музеев образовательных организаций высшего образования (ООВО), значительны по объему и качеству. Именно музеи ООВО, наряду с академическими музеями, сохраняют значительную часть научного наследия нашей страны.
24 июня 2021 г. на базе СанктПетербургского политехнического университета Петра Великого прошёл образовательный семинар «Музей университета. Вопросы экспозиционного проектирования и практика проектных решений» от бюро музейной сценографии «Метаформа». Семинар был разработан специально для вузовских музеев, учитывая их особенное положение в музейном сообществе.
Семинар вызвал интерес среди музеев ООВО Петербурга: зарегистрировалось свыше 25 участников из 16 музеев. Среди них представители музеев СПбГМУ им. И.П. Павлова, Технологического института, Горного университета, СПбГУПТД, СПбГУТ им. М.А. БончБруевича, СПбГМТУ, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, СПбГУ, БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова.
В рамках теоретической части участники обсудили особенности университетских музеев в музейном мире, тенденции в музейном проектировании, коммуникационные возможности через пространственные решения экспозиции, художественное оформление и спектры мультимедийных решений.
Среди музеев ООВО можно выделить несколько основных типов: музей истории университета или его подразделения, музей, посвященный профильной науке, мемориальный музей, а также музеи, выходящие за пределы университетской проблематики.
Профессор Алтайского государственного педагогического университета Труевцева О.Н. объединяет функции университетских музеев в три группы. Первая группа связана с функциями, имманентными для всех музеев: выявление и отбор предметов для коллекций, изучение, систематизация, организация учёта и хранения музейных предметов, экспонирование, обеспечение музейной коммуникации. Вторая группа функций обусловлена использованием музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов. Третья группа функций выводит музей за пределы университета. Она работает на окружающую социальную среду, формируя определённый позитивный имидж учебного заведения, рекрутируя новые поколения студентов [8, с. 56].