По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 62-611 DOI:10.33920/sel-10-2410-01

Вопросы экономии топливно-смазочных материалов при эксплуатации самоходной СХТ ...

Катаев Ю. В. вед. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Е-mail: ykataev@mail.ru
Герасимов В. С. вед. спец., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Е-mail: shrecycling@yandex.ru
Тишанинов И. А. мл. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Е-mail: tishaninov@yandex.ru

Агропромышленный комплекс (АПК) России является одним из основных потребителей нефтепродуктов. Объемы работ в сельском хозяйстве, загрузка техники при выполнении полевых и транспортных работ предъявляют повышенные требования к качеству горюче-смазочных материалов. В статье представлен обобщенный материал, связанный с экономным использованием топливно-смазочных материалов, по отечественным и зарубежным источникам, использована информация о качестве и ассортименте масел, применяемых в АПК России.

Литература:

1. Черноиванов В. И. Техническое обслуживание, ремонт и обновление сельскохозяйственной техники в современных условиях / В.И. Черноиванов, С.А. Горячев, Л.М. Пильщиков, И. Г. Голубев. — М.: Росинформагротех, 2008. — 148 с.

2. Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // Автотранспортная техника XXI века: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 45–52.

3. Коршак А. А. Заправка автотранспортных средств горючими и смазочными материалами: Учебное пособие. — М.: Феникс, 2017. — 308 c.

4. Линейные нормы расхода топлива и смазочных материалов для механических транспортных средств машин, механизмов и оборудования. — М.: Информпресс (Минск), 2016. — 389 c.

5. Школьников В. М. Горючие, смазочные материалы: энциклопедический толковый словарь-справочник. — М.: Техинформ, 2017. — 925 c.

6. Дунаев А. В. Технология экспресс-контроля моторного масла автотракторных двигателей внутреннего сгорания // Горный журнал. — 2008. — № 9. — С. 118–119.

7. Краснощёков Н. В. Орсик Л. С., Халфин М. А. Система использования техники в сельскохозяйственном производстве. Построение эффективного машинного производства продукции. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003. — 520 с.

8. Остриков В. В., Нагорнов С. А., Клеменов О. А. и др. Топливно-смазочные материалы и технические жидкости: учебное пособие. — Тамбов: ТГТУ, 2008.

9. Дорохов А. С., Петрищев Н. А., Макаркин И. М. и др. Резервы повышения производительности и надежности МТП в АПК // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 11. — С. 34–39.

10. Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Тишанинов И. А., Градов Е. А. Перспективные направления восстановления смазочных материалов для узлов и агрегатов энергонасыщенной сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2023. — Т. 61. — № 3 (152). — С. 12–18. DOI: 10.22314/2618-8287-2023-61-3-12-18. EDN GVYLWR.

11. Дорохов А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 125. — С. 62–69.

Обеспеченность топливно-смазочными материалами (ТСМ), по экспертным оценкам ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, составляет 65–70 %, поэтому вопросы экономии ТСМ являются наиболее актуальными в сельскохозяйственном производстве.

Пашни в АПК обрабатываются сотнями тысяч единиц сельскохозяйственной техники (СХТ), которая работает в основном на дизельном топливе, способствующем экономии средств благодаря дешевизне в сравнении с бензином и универсальности за счет использования на разных сельскохозяйственных машинах без потерь качества их работы.

Многофункциональные агрегаты на дизельном топливе позволяют механизировать практически все сельскохозяйственные процессы, облегчают труд сельхозтоваропроизводителей, дают возможность расширить производство. Акцентирование сельхозпроизводителей на закупке универсальных механизированных комплексов на базе тракторных агрегатов с дизельными двигателями даст возможность минимизировать затраты сельскохозяйственного производства, эффективно осуществлять полный цикл сельскохозяйственных операций и снизить сроки окупаемости приобретенной техники [1].

Бесперебойная эффективная работа такого обширного машиннотракторного парка АПК РФ может осуществляться только благодаря организации своевременных поставок качественных ТСМ.

В целях экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ) в условиях рядовой эксплуатации тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей с дизельными двигателями необходимо постоянно оперативно контролировать топливно-энергетические показатели и оценивать топливную экономичность дизелей с последующим своевременным проведением ремонтно-обслуживающих работ с целью доведения эксплуатационной мощности, расхода топлива (массового или объемного) и топливной экономичности до нормативных значений [2].

По результатам контроля топливно-энергетических показателей можно оценивать топливную экономичность дизеля и принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины или назначение вида и объема ремонтно-обслуживающих работ.

Для Цитирования:
Катаев Ю. В., Герасимов В. С., Тишанинов И. А., Вопросы экономии топливно-смазочных материалов при эксплуатации самоходной СХТ .... Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: