Обеспеченность топливно-смазочными материалами (ТСМ), по экспертным оценкам ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, составляет 65–70 %, поэтому вопросы экономии ТСМ являются наиболее актуальными в сельскохозяйственном производстве.
Пашни в АПК обрабатываются сотнями тысяч единиц сельскохозяйственной техники (СХТ), которая работает в основном на дизельном топливе, способствующем экономии средств благодаря дешевизне в сравнении с бензином и универсальности за счет использования на разных сельскохозяйственных машинах без потерь качества их работы.
Многофункциональные агрегаты на дизельном топливе позволяют механизировать практически все сельскохозяйственные процессы, облегчают труд сельхозтоваропроизводителей, дают возможность расширить производство. Акцентирование сельхозпроизводителей на закупке универсальных механизированных комплексов на базе тракторных агрегатов с дизельными двигателями даст возможность минимизировать затраты сельскохозяйственного производства, эффективно осуществлять полный цикл сельскохозяйственных операций и снизить сроки окупаемости приобретенной техники [1].
Бесперебойная эффективная работа такого обширного машиннотракторного парка АПК РФ может осуществляться только благодаря организации своевременных поставок качественных ТСМ.
В целях экономии горюче-смазочных материалов (ГСМ) в условиях рядовой эксплуатации тракторов, комбайнов и грузовых автомобилей с дизельными двигателями необходимо постоянно оперативно контролировать топливно-энергетические показатели и оценивать топливную экономичность дизелей с последующим своевременным проведением ремонтно-обслуживающих работ с целью доведения эксплуатационной мощности, расхода топлива (массового или объемного) и топливной экономичности до нормативных значений [2].
По результатам контроля топливно-энергетических показателей можно оценивать топливную экономичность дизеля и принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины или назначение вида и объема ремонтно-обслуживающих работ.