В последние десятилетия в России происходят изменения (экономические, политические, социальные и др.), которые привели к утрате многих нравственных ориентиров к ситуации, когда система образования, в советское время обладавшая существенным влиянием на процесс становления обучающегося как патриота и гражданина в значительной мере утратила свой воспитательный потенциал [1, 4, 5].
Материальные ценности начинают доминировать над общечеловеческими духовно-нравственными, а это провоцирует полную или частичную деградацию личности. Наибольшим изменениям подвергаются ценностные ориентации молодых людей. Во многом именно поэтому стало возможным появление таких негативных процессов, как депатриотизация духовной и социальной жизни молодежи, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, снижение чувства человеческого единства и достоинства. В общественном сознании молодежи и особенно в молодежной субкультуре получили широкое распространение равнодушие, немотивированная агрессия, нигилизм, индивидуализм, эгоизм, потребительское отношение к государству и социальным институтам. Все это создает долгосрочные угрозы обществу и целостности Российского государства [2, 3, 6, 7].
В результате мы становимся свидетелями того, как у молодежи теряется твердость гражданской позиции, утрачиваются понятия о патриотизме, не поддерживаются ими национальные ценности, отсутствует доброжелательность к окружающим и уважение к различным категориям населения. Безусловно, такой стиль взаимодействия с социумом неприемлем, особенно для студентов — будущих медиков.
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Одной из главных целей воспитательной работы в Республиканском медицинском колледже — воспитание студента как гражданина и патриота России. Благодаря этому обеспечивается тесная взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.