По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014 DOI:10.33920/nik-02-2302-01

Волонтерство в сфере культурного наследия как инструмент воспитания студенческой молодежи*

Калита Светлана Павловна доцент кафедры теории и истории культуры, руководитель профессионального студенческого объединения «Музеологическая студия» Российского университета дружбы народов, канд. культурологии 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Эл. адрес: sve-kalita@yandex.ru

В статье рассматривается волонтерство как феномен и как эффективное средство для воспитания молодежи, дается характеристика волонтерства и анализируются особенности волонтерства в сфере культурного наследия. Показано, что волонтерство как общественная деятельность направлено на оказание бескорыстной помощи тем, кто в этой помощи нуждается. Мотивы участия в волонтерской деятельности молодежи разнообразны, поскольку одни молодые люди ориентируются исключительно на гражданский долг, некоторые руководствуются собственными интересами, а третьи выражают свое желание помогать и быть полезными. Чаще всего волонтеры ориентируются на желание быть нужными. Автор показывает эффективность волонтерской деятельности как формы воспитания.

Литература:

1. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.10.2022).

2. Марков А.В., Луцева И.Ю. (2014). Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / А.В. Маркова, И.Ю. Луцева // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 285–288.

3. Соловьев В. (2012). Оправдание добра / В. Соловьев; отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Ин-т рус. цивилизации: Алгоритм, 2012. — 656 с. — С.56.

4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru. (дата обращения: 20.10.2022).

1. Kontseptsiya razvitiya dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossiyskoy Federatsii do 2025 g., utverzhdennaya rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 27 dekabrya 2018 g. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 15.10.2022).

2. Markov A.V., Lutseva I.YU. (2014). Vuzovskiy sotsium kak prostranstvo dlya formirovaniya volonterskikh initsiativ / A.V. Markova, I.YU. Lutseva // Molodoy uchenyy. — 2014. — № 12. — S. 285–288.

3. Solov'yev V. (2012). Opravdaniye dobra / V. Solov'yev; otv. red. O.A. Platonov. — M.: In-t rus. tsivilizatsii: Algoritm, 2012. — 656 s. — S.56.

4. Federal'nyy zakon «O blagotvoritel'noy deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve)» ot 11.08.1995 № 135-FZ [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www. consultant.ru. (data obrashcheniya: 20.10.2022).

В.Соловьев в работе «Оправдание добра» видит суть нравственности в том, что мотивацией человека могут быть не только объективные обстоятельства, но и всеобщая разумная идея добра, оказывающая действие на сознательную волю в качестве безусловного долга или категорического императива. То есть человек способен совершать добрые поступки ради идеи добра, не предполагая какой-либо корыстной выгоды [3, c. 56].

В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ волонтерство определяется как «добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях социальной поддержки и защиты граждан, содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и т. п.» [4]. В «Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г., содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Суть волонтерства — это оказание бескорыстной, добровольной помощи людям, но иногда волонтерство понимают как часть молодежной субкультуры, поскольку оно отличается самовыражением и способствует формированию гражданской позиции молодых людей. Бесспорно, молодежь — это активная социальная группа, и именно молодые люди имеют силы, возможности и время для оказания помощи, причем они осуществляют свою деятельность неформально, добровольно, работают на общественных началах. Основными мотивами участия молодых людей в волонтерской деятельности являются: желание формировать и развивать в обществе справедливость; стремление к сплоченности членов общества; энтузиазм, доброта и подвижничество граждан. Многие подчеркивали свое желание быть социально полезными для общества и вместе с этим — желание реализовать себя, свои инициативы.

Активное участие студентов в волонтерской деятельности способствует формированию у них следующих компетенций: 1. Учебно-познавательная компетенция — совокупность умений и навыков познавательной деятельности, предполагает владение механизмами целеполагания, рефлексии, планирования, самооценки успешности собственной деятельности. 2. Информационная компетенция — способность с помощью информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. 3. Коммуникативная технология — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе [2].

Для Цитирования:
Калита Светлана Павловна, Волонтерство в сфере культурного наследия как инструмент воспитания студенческой молодежи*. Ученый совет. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: