Прошло время, когда бюджеты расходовались бесцельно — сейчас каждый потраченный рубль требует отчета и результата. Сделать эффективным расход бюджета помогают маркетинговые исследования — они стали неотъемлемой частью современного функционирования компаний. С их помощью должны приниматься управленческие решения, только не у всех есть возможность выделить свой собственный ресурс на аналитику и проведение исследований. В таком случае компании прибегают к помощи специалистов извне.
Часто заказчик обращается к нам без сформированной задачи и цели. Их неочевидность — одна из главных проблем, которая решается на первом этапе сотрудничества: менеджер в диалоге с клиентом определяет, на какие конкретные вопросы заказчик хочет получить ответы по итогам исследования. Нужно сказать, что у любой компании стоит комплексная задача, цель которой — получение максимальной прибыли с минимальными издержками и рисками. Соответственно, цель маркетингового исследования сводится к увеличению дохода. Возьмем в качестве примера нашего партнера — производителя мясной продукции халяль: клиент хотел увеличить ассортимент, но не знал, какой товар и в каком ценовом сегменте выводить на рынок. Была поставлена задача: изучить сегмент и выявить потребности рынка, чтобы понимать, где можно расширяться.
После определения цели и задач составляется план. В нем должны содержаться вопросы, которые будут раскрываться, описана проблема и конкретная цель, затем прописывается, какие данные помогут решить поставленные задачи, и в каком виде они будут представлены, вплоть до описания графика. В нашем недавнем исследовании рынка халяль подобный план занял 6 стр. Это позволило в полной мере раскрыть техническое задание клиента.
У нашей команды методология исследования осуществляется по следующей схеме:
• определяются источники данных;
• реализуется их сбор;
• данные проходят обработку и структуризацию;
• строятся необходимые визуализации;
• описываются выводы.