Процедура оценки любого явления или процесса предполагает сравнение наблюдаемых проявлений с каким-либо эталоном. В ходе оценки результатов труда персонала для этой цели чаще всего используются трудовые стандарты и нормативы, в комплексе которых можно выделить:
1. Стандарты и нормативы, сформировавшиеся во внешней по отношению к организации среде бизнеса.
2. Внутрифирменные стандарты и нормативы.
Соотношение и роль названных групп трудовых стандартов и нормативов во многом детерминирована типом экономической системы общества, которая, в свою очередь, определяет уровень централизации государственной власти в вопросах регулирования экономики. Например, в условиях плановой экономики СССР подавляющее большинство стандартов и нормативов, регламентировавших трудовую деятельность работника, разрабатывалось централизованно и внедрялось от лица государства. Стремление государства стандартизировать все трудовые нормативы объяснялось тем, что оно выступало в сфере занятости единственным работодателем, который и определял все «правила игры».
С переходом к рыночной экономике государство минимизировало этот круг вопросов в сфере социально-трудовых отношений, который оно отнесло к своей компетенции. Из сферы влияния государства практически ушли вопросы организации и нормирования труда, регламентация политики вознаграждения ограничена практикой государственного регулирования минимальной заработной платы и условиями налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц. В большей степени государство регламентирует нормативы, определяющие уровень социальной защищенности человека на рынке труда и касающиеся:
1. Предоставления наемным работникам гарантий занятости, в частности защиты от обоснованного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения.
2. Установление стандартов условий труда и порядка расчета компенсационных выплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда.