По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5.024.54

Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результатов труда персонала

Руденко Г.Г. д-р экон. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: Rea_personal@mail.ru

Рассматривается значение разработки внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов и влияние на эффективность использования человеческих ресурсов. Предлагаются рекомендации по осуществлению оценки результатов труда.

Литература:

1. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. — 176 с.

2. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал: Словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 2000. — 512 c.

3. Гаврилова Ж.А. Внутренние мотивы для развития персонала // Справочник по управлению персоналом. — 2003. — № 3. — C. 23–28.

4. Дюзимова Е.Д. Стандарт профессии для оценки персонала // Справочник по управлению персоналом. — 2003. — № 5. — С. 42–50.

5. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 911, 912, 1275.

6. Сидорова В.Н. Управление производственным персоналом — своевременность и актуальность // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 3. — С. 42–44.

7. Долженкова Ю.В. В целях увеличения производительности труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2010. — № 2. — С. 32–36.

Процедура оценки любого явления или процесса предполагает сравнение наблюдаемых проявлений с каким-либо эталоном. В ходе оценки результатов труда персонала для этой цели чаще всего используются трудовые стандарты и нормативы, в комплексе которых можно выделить:

1. Стандарты и нормативы, сформировавшиеся во внешней по отношению к организации среде бизнеса.

2. Внутрифирменные стандарты и нормативы.

Соотношение и роль названных групп трудовых стандартов и нормативов во многом детерминирована типом экономической системы общества, которая, в свою очередь, определяет уровень централизации государственной власти в вопросах регулирования экономики. Например, в условиях плановой экономики СССР подавляющее большинство стандартов и нормативов, регламентировавших трудовую деятельность работника, разрабатывалось централизованно и внедрялось от лица государства. Стремление государства стандартизировать все трудовые нормативы объяснялось тем, что оно выступало в сфере занятости единственным работодателем, который и определял все «правила игры».

С переходом к рыночной экономике государство минимизировало этот круг вопросов в сфере социально-трудовых отношений, который оно отнесло к своей компетенции. Из сферы влияния государства практически ушли вопросы организации и нормирования труда, регламентация политики вознаграждения ограничена практикой государственного регулирования минимальной заработной платы и условиями налогообложения фонда оплаты труда и доходов физических лиц. В большей степени государство регламентирует нормативы, определяющие уровень социальной защищенности человека на рынке труда и касающиеся:

1. Предоставления наемным работникам гарантий занятости, в частности защиты от обоснованного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения.

2. Установление стандартов условий труда и порядка расчета компенсационных выплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

Для Цитирования:
Руденко Г.Г., Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы как критерии оценки результатов труда персонала. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: