Современный этап реформирования российского здравоохранения объективно требует расширения хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений, участвующих в оказании медицинской помощи. Повышение эффективности управления здравоохранением является важнейшим фактором улучшения качества, культуры и доступности медицинской помощи на основе рационального использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
Важную роль в решении этих задач отведена внутреннему контролю, от правильной организации которого во многом зависит не только современная постановка бухгалтерского учета, но и оперативное решение многих управленческих, правовых, налоговых и других проблем, в конечном итоге устойчивое финансовое состояние медицинских учреждений.
Система контроля в бюджетном медицинском учреждении основана на осуществлении внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности самостоятельно учреждением и внешнего контроля со стороны соответствующих уполномоченных органов.
Для медицинских учреждений необходим специализированный контроль, учитывающий отраслевые особенности оказания медицинской помощи, специфику взаимодействия с органами государственного управления, социальные условия предпринимательства.
Внутренний контроль в медицинском учреждении включает в себя контроль качества оказания медицинской услуги и эффективность использования финансовых ресурсов.
Цель внутреннего контроля не только минимизация расходов, злоупотреблений и недобросовестности действий должностных лиц, а также качества и доступности предоставляемых населению медицинских услуг путем содействия качественному принятию решений законодательными и исполнительными органами по вопросам эффективного использования бюджетных средств [2].
К основным задачам внутреннего контроля в бюджетных медицинских учреждениях относятся: 1) обеспечение законности формирования, распределения и использования бюджетных средств; 2) повышение качества бухгалтерского учета и отчетности; 3) повышение эффективности использования средств бюджета; 4) обеспечение руководителей информацией о состоянии дел в учреждении, позволяющей принимать управленческие решения, направленные на улучшение деятельности учреждения, повышение эффективности ее работы.