По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 08.00.12

Внутренний финансовый контроль использования межбюджетных трансфертов

Кеворкова Жанна Аракеловна д-р экон. наук, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15, E-mail: zhanna.kevorkova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8674-4216
Клоков Александр Алексеевич магистрант 2-го курса института заочного образования, программа «Учет, анализ и аудит», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 127083, Москва, ул. Верхняя Масловка, д. 15

В статье рассматриваются основы функционирования внутреннего финансового контроля, поставленные перед ним цели и задачи, его положение относительно других форм контроля в организациях бюджетной системы Российской Федерации с учетом предоставления им целевых межбюджетных трансфертов.

Литература:

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Consultant.ru›document›cons-doc-LAW-122855 (дата обращения: 03.09.2021).

2. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» // Consultant.ru›document›cons-doc-LAW-156407 (дата обращения: 03.09.2021).

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) // Consultant.ru›document›cons-doc-LAW-19702 (дата обращения: 03.09.2021).

4. Приказ Минфина России от 21.11.2019 N 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита “Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита”» // minfin.gov.ru›ru›document?-196n-standarta-audita (дата обращения: 03.09.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 27.02.2020 № 208 (ред. от 31.12.2020) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Планирование проверок, ревизий и обследований”» // Consultant.ru›document›cons-doc-LAW-346639 (дата обращения: 03.09.2021).

6. Внутренний финансовый контроль и внутренний контроль фактов хозяйственной жизни: сходство и различия // Финконтроль. — 2017. — № 1. — С. 57–61.

7. Горохова Д.В. Новации внутреннего финансового аудита организаций государственного сектора / Д.В. Горохова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 1 (176). — С. 6–12.

8. Контроль под контролем // Бюджет. — 2018. — № 12. — С. 21–23.

9. Научное обоснование и разработка практических подходов к организации и проведению внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях: монография / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Ж.А. Кеворкова, Е.Н. Домбровская. — М.: Русайнс, 2018. — 224 с.

10. Организация внутреннего финансового аудита: практика Республики Тыва // Бюджет. — 2021. — № 2. — С. 42–44.

11. Саунин А.Н., Бергаль Е.В. Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 7. — С. 31–37.

В настоящее время все процессы производственного и непроизводственного характера организуются и протекают в условиях расходования денежных средств, выделяемых из соответствующих источников. Данный факт приводит к необходимости принятия мер учета и контроля ассигнований на всех этапах их использования — от обоснования потребностей и направлений расходов при планировании соответствующих бюджетов до проверки их целевого исполнения (в том числе итоговых результатов проектов и программ), а также оценки эффективности и целесообразности принимаемых или уже принятых решений.

Необходимость и обязательность контроля обусловлены потребностью, с одной стороны, в постоянном мониторинге процессов, а с другой — в реализации функции устойчивой обратной связи, транслирующей полученные результаты мониторинга в виде точной информации о текущем состоянии объекта мониторинга, об изменениях как на ключевых стадиях процесса, так и по его завершении, что позволяет выявить взаимосвязи между принятыми управленческими решениями и их результатами.

Последние несколько лет в стране проводится разработка новых законодательных документов, стандартов и руководств для организаций бюджетной сферы, содержание которых направлено на улучшение системы внутреннего финансового контроля и его процедур.

Согласно нормам п. 3 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (далее — ФХЖ) устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации о внутреннем финансовом контроле. Таким образом, главные администраторы и администраторы бюджетных средств, включая государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и отдельные учреждения, являются экономическими субъектами и в соответствии с данной статьей обязаны осуществлять внутренний контроль ФХЖ [1].

Для Цитирования:
Кеворкова Жанна Аракеловна, Клоков Александр Алексеевич, Внутренний финансовый контроль использования межбюджетных трансфертов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: