В настоящее время все процессы производственного и непроизводственного характера организуются и протекают в условиях расходования денежных средств, выделяемых из соответствующих источников. Данный факт приводит к необходимости принятия мер учета и контроля ассигнований на всех этапах их использования — от обоснования потребностей и направлений расходов при планировании соответствующих бюджетов до проверки их целевого исполнения (в том числе итоговых результатов проектов и программ), а также оценки эффективности и целесообразности принимаемых или уже принятых решений.
Необходимость и обязательность контроля обусловлены потребностью, с одной стороны, в постоянном мониторинге процессов, а с другой — в реализации функции устойчивой обратной связи, транслирующей полученные результаты мониторинга в виде точной информации о текущем состоянии объекта мониторинга, об изменениях как на ключевых стадиях процесса, так и по его завершении, что позволяет выявить взаимосвязи между принятыми управленческими решениями и их результатами.
Последние несколько лет в стране проводится разработка новых законодательных документов, стандартов и руководств для организаций бюджетной сферы, содержание которых направлено на улучшение системы внутреннего финансового контроля и его процедур.
Согласно нормам п. 3 ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), порядок организации и осуществления организациями бюджетной сферы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (далее — ФХЖ) устанавливается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации о внутреннем финансовом контроле. Таким образом, главные администраторы и администраторы бюджетных средств, включая государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и отдельные учреждения, являются экономическими субъектами и в соответствии с данной статьей обязаны осуществлять внутренний контроль ФХЖ [1].