После распада СССР в 1991 г. страны Центральной Азии и Кавказа вошли в сферу влияния Анкары. В то же время Турция стала первой страной, установившей дипломатические отношения со странами Центральной Азии, отметив, что расценивает их как равных партнеров. В 1992 г. премьер-министр Турции Демирель заявил, что Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения и Киргизия заинтересованы в Турции [1]. Это позволило бы расширить влияние Турции при неизменности границ. Другими словами, Турция могла бы расширить свое влияние от Адриатики до Великой Китайской стены. Тогдашний премьер-министр отметил также, что все нации на Кавказе являются братьями турецкого народа [2].
Для развития межгосударственных связей в разных областях в регион были направлены специальные делегации и использованы такие внешнеполитические институты, как Турецкое агентство по международному сотрудничеству и координации, Совет по внешним экономическим отношениям. В 1985 г. тюркские страны вступили в Организацию экономического сотрудничества (ОЭС), куда входят Турция, Иран и Пакистан. Включение новых членов в ОЭС дает новые возможности развития политических и экономических отношений.
Что касается народов, проживающих на Кавказе, Турция делала упор на схожие этническую и культурную составляющие. Однако подход так называемой турецкой «мягкой силы» подействовал не на все страны по причине нерешенных вопросов двустороннего формата. Например, в отношениях между Турцией и Арменией до сих пор остается острый вопрос признания геноцида армян. Украина рассматривается руководством Турции в качестве важного партнера, поскольку занимает геополитическую позицию между Россией и Европейским союзом (ЕС). Страны взаимодействуют также на площадках Организации Объединенных Наций (ООН), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета Европы и Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЕС) [3].
В связи с приобретением Турцией социально-политического и экономического баланса для распространения своего влияния был создан ряд институтов. Часть из них получила государственную поддержку, а другие стали каналами воздействия через неправительственные организации. Учитывая, что с приходом к власти Партии справедливости и развития так называемый умеренный ислам превратился в канал идеологического влияния, современная Турция взяла курс на утверждение своего авторитета во всем исламском ареале, тем самым как бы позиционируя себя выразителем интересов мусульманской уммы. Среди этих институтов существенную роль играют Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA), Ассоциация турецких промышленников и бизнесменов, Фонд имени Юнуса Эмре, Международная организация тюркской культуры, Совет Турции по научно-техническим исследованиям и т. д. [4].