По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Внешние и внутренние границы культуры

Флиер Андрей Яковлевич ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева», Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2. E-mail: andrey.fl ier@yandex.ru

В статье рассматриваются исторически подвижные границы между культурой и природой, определяемые характером деятельности и образом жизни человека, между локальными культурами, определяемые зоной распространения национальных культурных стандартов социального поведения, и между социальными типами культуры, определяемые разными социальными функциями этих типов.

Литература:

1. Бродель Ф. Динамика капитализма. / Ф. Бродель. — Смоленск: Полиграмма, 1993. — 128 с.

2. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. / В.Р. Дольник. — М.: Петроглиф, 2009. — 352 с.

3. Костина А.В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. / А.В. Костина. — М.: УРСС, 2009. — 216 с.

4. Костина А.В., Флиер А.Я. Три типа культуры — три функциональные стратегии жизнедеятельности / А.В. Костина, А.Я. Флиер // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. — 2009. — № 2 (18). — С. 23–36 и № 3 (19). — С. 39–54.

5. Степанов В.А., Харьков В.Н., Пузырев В.П. Эволюция и филогеография линий Y-хромосомы человека / В.А. Степанов, В.Н. Харьков, В.П. Пузырев // Вестник ВОГиС. — 2006. — Том 10. — № 157. — С. 57–74.

6. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология / С.А. Токарев, Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Т. 1. — М.: Наука, 1988. — С. 11–20.

7. Флиер А.Я. Древнейшие аспекты локальности архитектурных форм / А.Я. Флиер // Архитектурное наследство. — № 39. — М.: ARCHITECTURA, 1992. — С. 198–207.

8. Флиер А.Я. Избранные работы по теории культуры. / А.Я. Флиер. — М.: СогласиеАртем, 2014. — С. 57–60.

9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова Н.И. Народы, расы, культуры. / Н.Н. Чебоксаров, Н.И. Чебоксарова. — М.: Наука, 1971. — 272 с.

10. Шер Я.А. «Цветы на могиле неандертальца?» Факты и мнения. [Электронный ресурс]. — URL: http://antropogenez.ru/article/118/ (Дата обращения 04.11.2017).

Культура — это очень многогранное явление, имеющее множество границ и пограничных полей как по своим внешним рубежам, так и внутри, между своими компонентами. Здесь будут рассмотрены только три подобных феномена:

  • граница между культурой и природой;
  • границы между локальными (этническими/национальнымкультурами;
  • границы между разными социальными типами культуры.

Граница между культурой и природой определяется очень приблизительно. Сама культура ведет происхождение от социального поведения животных; и очень сложно выделить границу, за которой это животное поведение превращается в человеческую культуру. Нужно сказать, что цель такого поведения в животном коллективе мало отличается от культуры — снять по возможности причины для конфликтов между особями, возможные недопонимания и напряжения. По всей видимости, непосредственной очевидной границы между животной социальностью и человеческой культурой нет, а имело место несколько фазовых переходов, в ходе которых природная животная социальность постепенно преобразовывалась в человеческую культуру.

Традиционно в исторической науке принято делать акцент на орудийной деятельности предков людей, что отделяло их от животных, которым это было не свойственно. Но современные этологические наблюдения показывают, что ситуативная орудийная деятельность присуща многим животным, причем не только млекопитающим, но и птицам (см., например: [2]). Другое дело, что у животных эта деятельность является ситуативной, а у предков человека в нижнем палеолите стала постоянной, и животные сами не изготавливают орудия труда, а пользуются найденными камнями, палками и пр., а предки людей изготавливали каменные рубила, однако выявить здесь какую-либо границу перехода одного в другое практически невозможно. Тем не менее, — это очевидный фазовый переход от животной жизнедеятельности к человеческой.

Другой такой же переход — начало производительной деятельности человека в верхнем палеолите. Здесь тоже нельзя сказать, что животным это не присуще вообще. Они занимаются производительной деятельностью в некоторых аспектах жизни; например, строительством жилья: плетут гнезда, роют норы, выкладывают соты и пр. [7. С. 198–207]. Животные также строят пути сообщения (протаптывают тропы, роют подземные ходы) и даже такие многофункциональные сооружения как бобровые плотины. Но в сфере пропитания они либо собиратели, либо охотники. Мне не приходилось встречать научных упоминаний о том, чтобы какой-то вид животных искусственно выращивал продукты своего пропитания. Начало практики производящего сельского хозяйства в верхнем палеолите представляется еще одним фазовым переходом от животной жизнедеятельности к человеческому образу жизни.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Внешние и внутренние границы культуры. Вопросы культурологии. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: