На современном этапе Китай стал второй по величине национальной экономикой в мире, крупнейшим экспортером товаров среди стран мира, держателем около одной трети мировых резервных валют. Ключом к китайской истории успеха была ориентированная на экспорт экономическая стратегия, начатая более трех десятилетий назад, которая сопровождается постепенной либерализацией экономики [2].
В то же время Европейский союз, состоящий из стран с очевидной экспортно-ориентированной торговой политикой (в большинстве случаев), пережил как процесс расширения, так и углубления региональной интеграции, смог сохранить свои позиции крупнейшего экономического и внешнеторгового игрока в мировой экономике.
Внешняя торговля является наиболее развитой областью взаимодействия между Евросоюзом и Китаем. Торговля товарами особенно расширилась после вступления Китая в ВТО в 2001 году, достигнув 704,58 млрд долл. США в 2019 году по сравнению со 81,12 млрд долл. США в 2001 году, таким образом, возросла в 8,7 раза. И это — несмотря на перипетии в современной международной торговле, обусловившие ее замедление, снижение ее совокупных объемов по стоимости в 2019 г. [3] (рассчитано по данным табл. 1).
Евросоюз и Китай являются крупнейшими партнерами во взаимной торговле. На ЕС приходилось 17,1% китайского товарного экспорта в 2019 году (в 2017–2018 гг. — свыше 16,4%), также — 13,4% китайского импорта. Для Евросоюза КНР выступает одним из двух, наряду с США, ведущих партнеров во внешней торговле. В экспорте ЕС вне блока на долю Китая пришлось 11,0% в 2019 году. При этом в импорте товаров Евросоюза из третьих стран на КНР приходилось 20,4% в 2019 году. Крупнейшим партнером ЕС и Китая является Российская Федерация, для которой торговля с ними остается одним из важнейших направлений (см.: [1; 3; 4]).
В последние годы Европейский Союз часто был одним из непреднамеренных бенефициаров напряженности между Китаем и США. Когда администрация Трампа изменила нормальный порядок ведения бизнеса с Китаем, Пекин приложил дополнительные усилия для поддержания стабильных связей с другими крупными державами, чтобы предотвратить угрозу более широкой балансировки коалиции и продемонстрировать, что более взвешенный подход к двусторонним проблемам может дать лучшие результаты.