Внешнеторговое финансирование касается денежной деятельности, связанной с международной торговлей. В этом случае торговое финансирование вводит третью сторону в сделку, чтобы устранить риск оплаты и риск поставки в соответствии с внешнеторговым соглашением. Таким образом, предоставленное гарантированное финансирование превращает экспортные возможности в продажи. Экспортеры получают оплату вовремя и эффективно управляют снижением риска, связанного с международной торговой сделкой. Различные посредники, такие как банки и финансовые учреждения, облегчают транзакции, финансируя торговлю. Это, в свою очередь, позволяет защитить международную торговлю от уникальных, присущих ей рисков, таких как колебания валютных курсов, политическая нестабильность, проблемы неплатежей и другие. Согласно отчету Международной торговой палаты, мировой торговый поток будет расти в годовом исчислении примерно на 4,3 %. Большая часть этой торговли обусловлена развитием глобальной инфраструктуры, которое, как ожидается, увеличится в связи с ростом численности населения и урбанизацией [1].
Внешнеторговое финансирование способствует росту бизнеса за счет обеспечения средств, необходимых для покупки товаров и запасов. Механизм внешнеторгового финансирования позволяет предлагать контрагентам более конкурентоспособные условия, как поставщикам, так и клиентам, сокращая разрывы в платежах в торговом цикле. Это выгодно для взаимоотношений в цепочке поставок. Таким образом, внешнеторговое финансирование становится важной формой привлечения ресурсов, как для крупных корпораций, так и для малых и средних предприятий.
Внешнеторговое финансирование — это общий термин, включающий в себя различные финансовые инструменты, которые могут использоваться импортером или экспортером. Например, фондовое финансирование, структурированное торговое финансирование, дисконтирование и факторинг, финансирование цепочки поставок, аккредитивы, гарантии и прочие инструменты.
Несмотря на популярность инструментов внешнеторгового финансирования в международной торговле, отечественные компании прибегают к его использованию гораздо реже, чем их западные коллеги. Одной из причин подобного поведения торговых компаний является непонимание преимуществ торгового финансирования. Многих отпугивает необходимость оплачивать услуги банка. Однако популярность инструментов внешнеторгового финансирования в международной практике вызвана именно тем, что они позволяют компаниям повысить эффективность использования собственных средств, не отвлекая ресурсы из своего оборотного капитала [2]. Кроме того, к преимуществам внешнеторгового финансирования перед обычным банковским кредитованием можно отнести следующее: