По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внеклассное чтение в музее

Софья Давыдова Дом-музей Марины Цветаевой, Москва

Адаптация экскурсии во «взрослом» музее для детской аудитории — проблема отнюдь не редкая. О преодолении этой проблемы путем изменения формы работы с аудиторией, путях реализации интерактивного занятия, о важности личных впечатлений, а также некоторых ключах в работе с младшими школьниками рассуждает автор статьи.

Под термином «внеклассное чтение» понимается определенная форма учебной деятельности, подразумевающей самостоятельное извлечение информации из рекомендованной учителем книги. Другими словами, приходя на урок внеклассного чтения, ребенок должен быть подготовленным к обсуждению выбранной к прочтению книги и осведомленным о предстоящей теме урока. Виды деятельности на занятии по внеклассному чтению могут включать разнообразные формы интерпретации художественного текста: пересказ понравившегося эпизода, подготовка рисунков по той или иной сюжетной сцене, поделок, отражающих атмосферу произведения, и многое другое.

Урок внеклассного чтения может проходить в форме свободной беседы, когда учащиеся концентрируются на тех эпизодах, сюжетных линиях, которые им показались наиболее интересными и духовно близкими. Главным условием успеш- ного проведения таких занятий, на мой взгляд, является создание атмосферы дружбы, доверия, свободной дискуссии, а у учащихся не должно быть страха или опаски получить отрицательную оценку за неверно высказанное мнение.

Музейная деятельность научных сотрудников отчасти напоминает деятельность учителей и преподавателей: она заключается преимущественно в том, чтобы рассказать о той или иной эпохе, личности, художественном произведении наиболее полно и ярко, чтобы создать эффект погружения слушателя в атмосферу соответствующего времени, о котором ведется повествование. Соответственно, возникает вполне обоснованный вопрос о том, как рассказать о достаточно сложной научной теме детской аудитории. Также не секрет, что родители и учителя, обеспокоенные тем, что их дети проявляют все меньше и меньше интереса к книгам, иногда пытаются обеспечить интеллектуальное развитие своего чада досрочно, как бы на вырост, выбирая те музеи, экспозиции которых могут быть ребенку еще непонятны. В связи с этим музейным сотрудникам приходится сталкиваться с тем, что тематика музея не совсем отвечает детским интересам. Музейные экскурсии не только становится трудно адаптировать для весьма юного слушателя, а подчас почти невозможно найти какие-то даже смежные темы для рассказа детской аудитории в рамках обзорной экскурсии.

Для Цитирования:
Софья Давыдова, Внеклассное чтение в музее. Музей. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: