Под термином «внеклассное чтение» понимается определенная форма учебной деятельности, подразумевающей самостоятельное извлечение информации из рекомендованной учителем книги. Другими словами, приходя на урок внеклассного чтения, ребенок должен быть подготовленным к обсуждению выбранной к прочтению книги и осведомленным о предстоящей теме урока. Виды деятельности на занятии по внеклассному чтению могут включать разнообразные формы интерпретации художественного текста: пересказ понравившегося эпизода, подготовка рисунков по той или иной сюжетной сцене, поделок, отражающих атмосферу произведения, и многое другое.
Урок внеклассного чтения может проходить в форме свободной беседы, когда учащиеся концентрируются на тех эпизодах, сюжетных линиях, которые им показались наиболее интересными и духовно близкими. Главным условием успеш- ного проведения таких занятий, на мой взгляд, является создание атмосферы дружбы, доверия, свободной дискуссии, а у учащихся не должно быть страха или опаски получить отрицательную оценку за неверно высказанное мнение.
Музейная деятельность научных сотрудников отчасти напоминает деятельность учителей и преподавателей: она заключается преимущественно в том, чтобы рассказать о той или иной эпохе, личности, художественном произведении наиболее полно и ярко, чтобы создать эффект погружения слушателя в атмосферу соответствующего времени, о котором ведется повествование. Соответственно, возникает вполне обоснованный вопрос о том, как рассказать о достаточно сложной научной теме детской аудитории. Также не секрет, что родители и учителя, обеспокоенные тем, что их дети проявляют все меньше и меньше интереса к книгам, иногда пытаются обеспечить интеллектуальное развитие своего чада досрочно, как бы на вырост, выбирая те музеи, экспозиции которых могут быть ребенку еще непонятны. В связи с этим музейным сотрудникам приходится сталкиваться с тем, что тематика музея не совсем отвечает детским интересам. Музейные экскурсии не только становится трудно адаптировать для весьма юного слушателя, а подчас почти невозможно найти какие-то даже смежные темы для рассказа детской аудитории в рамках обзорной экскурсии.