По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Внедрение в лечебном учреждении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001-2015

Фролова Елена Владимировна заведующая отделением переливания крови, Кременская ЦРБ, Белгород, E-mail: lspk1973@mail.ru

В условиях происходящих изменений в здравоохранении России (реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», модернизация, принятие новых законодательных актов, формирование рынка медицинских услуг и пр.) требуются новые технологии управления медицинскими учреждениями. Опыт российских и зарубежных клиник показывает, что успеха достигает тот, кто вовремя внедрил современные технологии менеджмента качества в практику и поменял философию управления ЛПУ. В последние годы началось активное внедрение стандартов ИСО в практику учреждений здравоохранения, в том числе в практику медицинских лабораторий, а также учреждений, производящих продукцию медицинского назначения, влияющую на качество диагностики и лечения.

Литература:

1. ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования. — 4-е изд. — М., 2015. — С. 11–15.

2. Борисова Е. А., Луцкан И. П. Опыт внедрения стандарта менеджмента качества 9001–2015 на примере медицинского учреждения г. Якутска // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2016. — № 3.

3. Гумеров А. В., Левина Е. Ю. Новый стандарт качества: социальные приоритеты.

4. Зубков Ю. П., Новиков В. А., Осипова О. Н., Тарасенко О. А., Эмануэль А. В. Внедрение международных стандартов системы ИСО в России — проблемы и перспективы // Клинико-лабораторный консилиум. — 2008. — № 6. — С. 4–7.

5. Матыцин Н. О., Баранов Н. И. Использование современных подходов к менеджменту качества для создания системы управления качеством медицинской помощи.

6. Ушаков И. В., Князюк Н. Ф., Кицул И. С. Основные направления делового совершенства медицинской организации в современных условиях // Менеджер здравоохранения. — 2006. — № 1. — С. 4–13.

7. Чикина О. Г., Благонравова О. С. Современный подход к управлению качеством медицинской помощи в системе обеспечения эпидемиологической безопасности медицинских организаций // Медицинский альманах. — 2015. — № 5 (40). — С. 35–39.

Широкому распространению в мире стандартов ИСО (особенно стандартов в области качества) в немалой степени способствовали и такое их свойство, как универсальность. Например, стандарты ИСО серии 9000 (стандарты по системам качества) содержат универсальные требования, одинаково применимые к организациям любого вида деятельности и любой численности. Стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы для внутреннего применения организациями, а также в целях сертификации или заключения контрактов. В соответствии с требованиями настоящего стандарта организация должна разработать, документировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность. ISO 9001 позволяет внедрить в практику работы медицинской организации процессный подход и циклы совершенствования деятельности [1].

В упомянутом стандарте ИСО 9001 широкое распространение нашел термин «продукция». Под ним подразумевается всё, что производится: товар, услуги, программное обеспечение. В нашем случае под термином «продукция» подразумеваются предоставляемые медицинские услуги — лечебные, лабораторные, консультационные, диагностические, а также услуги в сфере профилактики и медицинского образования [2].

Требованиями настоящего стандарта также устанавливаются формы взаимодействия между звеньями системы менеджмента качества — «потребителем» и «поставщиком». Что интересно, одно и то же звено в отдельно взятых ситуациях может выступать как в роли потребителя, так и в роли производителя услуг. Так, при взаимодействии с больным врач предоставляет ему лечебные, диагностические, консультативные и другие услуги, выступая при этом в роли «поставщика» или «производителя» услуг. При этом для уточнения диагноза он направляет биологический материал пациента в диагностическую лабораторию, и в ожидании ответа становится уже «потребителем» услуг, предоставляемых лабораторией. И таких цепочек «поставщик — потребитель» в медицинской организации может быть довольно много, что в свою очередь и будет определять конкретные требования к таким взаимодействиям [3].

Для Цитирования:
Фролова Елена Владимировна, Внедрение в лечебном учреждении системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001-2015. ГЛАВВРАЧ. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: