С 2009 г., когда появилась вторая в мире цифровая валюта биткойн, наметился стремительный рост роли цифровых технологий в финансовом секторе. Согласно исследовательскому докладу Global Cryptocurrency Benchmarking Study, выпущенному в 2017 г., за первые четыре года было создано 8,2 млн криптовалютных кошельков под биткойн. К 2016 г. цифра выросла до 35 млн, а к 2018 г. прибавилось еще 12 млн. Резкий рост популярности породил волну подражателей, и уже к 2018 г. насчитывалось более 200 видов выпущенных цифровых денег с различными характеристиками — от физического обеспечения активами до привязки к существующим фиатным деньгам. Отличительной чертой всех выпущенных цифровых «монет» стало полное отсутствие регулирования со стороны центральных банков и финансовых регуляторов, создавая тем самым новую платежную технологию — криптовалюту. Появление конкурента заставило многих национальных регуляторов заняться исследованием в этом направлении — согласно обзору Банка международных расчетов (BIS) от 2019 г., почти 70% центральных банков мира изучают возможности эмиссии собственных цифровых денег, что должно стать своего рода противовесом в росте популярности криптовалют.
Однако, несмотря на множество исследований, посвященных роли цифровых валют в финансовых системах мира, сегодня отсутствует комплексное понимание преимуществ и рисков эмиссии цифровых валют центральными банками. При этом обычно используется обособленный опыт применения фиатных и криптовалютных платежных технологий, не учитывается эффект синергии.
Согласно определению BIS, цифровая валюта центральных банков (ЦВЦБ) является обязательством последнего, выраженным в единицах стоимости и являющимся средством обращения и сохранения стоимости. Международный валютный фонд (IMF), как и Европейский центральный банк (ESB), предлагает немного другую трактовку, согласно которой ЦВЦБ — это форма фиатных денег, эмитированных центральным банком и способных выступать законным платежным средством. В академической же среде больше всего распространено мнение, что ЦВЦБ — это обязательство центрального банка, имеющее цифровое представление, номинированное в цифровой валюте и выступающее в роли средства платежа, меры и сохранения стоимости.