По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.16.012.23 DOI:10.33920/VNE-03-2301-04

Внедрение современных технологий как инструмент повышения эффективности торговли на маркетплейсах

Панасенко Светлана Викторовна д.э.н., профессор базовой кафедры торговой политики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Андреев Артем Андреевич аспирант базовой кафедры торговой политики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва

В статье рассмотрена научная проблема, которая состоит в недостаточной развитости методологии, концепции и механизмов эффективного функционирования и развития цифровых платформенных решений в процессе внедрения SMART-технологий в деятельности таких локомотивов рынка торговли, как маркетплейсы. Представлены результаты анализа современного состояния исследований по данной проблеме, который показал, что среди приоритетных задач современной науки — разработка эффективных механизмов и инструментов цифровой трансформации экономики и ее отдельных секторов и отраслей (в том числе торговли) на основе платформенных решений. Исследование позволило выделить в перспективе ключевое направление развития маркетплейсов на основе современных сервисных технологий, среди которых рассмотрены: сервисы аналитики; сервисы для настройки рекламных кампаний; сервисы внешнего продвижения; технические сервисы; фулфилменты. Отмечено, что такие технологии являются инструментами повышения эффективности торговли на маркетплейсах.

Литература:

1. Евсюков С. Г. Платформы как интеграторы сетей создания стоимости / С. Г. Евсюков, Е.В. Устюжанина // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 43-ой Международной научной школы-семинара / Под редакцией В. Г. Гребенникова, И.Н. Щепиной. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. — С. 18–23.

2. Еремин В.В. Управление конкурентоспособностью в системе цифровых платформ / В.В. Еремин, В.П. Бауэр, А.Н. Райков // Проблемы управления. — 2020. — № 4. — С. 27–40.

3. Ерешко Ф.И. Интеграция цифровой платформы АПК с цифровыми платформами смежных отраслей / Ф.И. Ерешко, В.В. Кульба, В.И. Меденников // АПК: Экономика, управление. — 2018. — № 10. — С. 34–45.

4. Иванов Г. Г., Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Брагин Л.А. Электронная коммерция: Учебник/ — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2020. — 192 с.

5. Итоги Интернет-торговли 2021 [электронный ресурс] — режим доступа: https://akit.ru/news/3–6-trln-rublej-itogi-goda-v-internet-torgovle/ (дата обращения: 11.09.2022).

6. Козырев А.Н. Сетевые эффекты и цифровые платформы в экономике и математических моделях / А.Н. Козырев // Цифровая экономика. — 2021. — № 3 (15). — С. 5–33.

7. Красильникова Е.А. Тенденции развития электронной торговли России и стран Европейского Союза // Лизинг. 2022. № 1. С. 5–11.

8. Мазунина Т.А., Панасенко С.В. Анализ нормативных требований к упаковке // Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 2.

9. Маркеева А.В. Цифровая платформа как новый экономический актор и новая инстанция социального контроля / А.В. Маркеева, О.В. Гавриленко // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2019. — № 5. — С. 29–48.

10. Маркетинговое исследование. Селлеры на российских маркетплейсах 2022. Товарные категории — режим доступа: https://datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022_ product_categories (дата обращения: 20.09.2022).

11. Меденников В.И. Трансформация технологий управления производственно-логистической цепочкой продукции при формировании единой цифровой платформы управления экономикой России / В.И. Меденников // Цифровая экономика. — 2022. — № 1 (17). — С. 15–31. — DOI 10.34706/DE-2022-01-02.

12. Панасенко С.В. Нормативно-правовое регулирование электронной торговли // В сборнике: Власть, бизнес и общество в цифровой экономике: глобальный и национальный контексты. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. С. 46–48.

13. Панасенко С.В., Красильникова Е.А. Развитие маркетплейсов как актуальная тенденция мировой торговли // В сборнике: Тенденции развития мировой торговли в XXI веке. Материалы докладов пленарного заседания IХ Международной научно-практической конференции. Статьи публикуются в авторской редакции., 2021. С. 15– 20.

14. Панельная дискуссия «Логистика эпохи короновируса: последняя миля [электронный ресурс] — режим доступа: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DIRoundTable16April2020.pdf (дата обращения: 11.09.2022).

15. Раченко Т.А. Цифровые платформы как механизм реализации взаимодействия в цифровой экономике / Т.А. Раченко // Школа университетской науки: парадигма развития. — 2020. — № 1 (35). — С. 60–63.

16. Устюжанина, Е.В. Трансакционные цифровые платформы: задача обеспечения эффективности / Е.В. Устюжанина, В. Е. Дементьев, С. Г. Евсюков // Экономика и математические методы. — 2021. — Т. 57. — № 1. — С. 5–18.

17. Carrasco-Farré C., Snihur Y., Berrone P., Ricart J. E. The stakeholder value proposition of digital platforms in an urban ecosystem, Media International Australia, 183 (1), с. 139–157.

18. Ji S., Lee Y. Food Security and Agroforestry from the Perspective of the SDGs: A Case Study of the Democratic People’s Republic of Korea // International Forestry Review. 2022. № 23 (4). p. 437–447.

19. Liu Z., Sampaio P., Pishchulov G., Jiru F., Bnouhanna N. The architectural design and implementation of a digital platform for Industry 4.0 SME collaboration, Computers in Industry, 38,103623.

20. Purnawan E., Brunori G., Prosperi P. Financial support program for small farmers, and its impact on local food security. Evidence from Indonesia // Horticulturae. 2021. 7 (12), 546

21. Tortajada C., Lim N. S. W. Food Security and COVID-19: Impacts and Resilience in Singapore // Frontiers in Sustainable Food Systems. 2021.

1. Evsiukov S.G. Platformy kak integratory setei sozdaniia stoimosti [Platforms as integrators of value creation networks] / S.G. Evsiukov, E.V. Ustiuzhanina // Sistemnoe modelirovanie sotsialno-ekonomicheskikh protsessov [System Modeling of Socio-Economic Processes]: Proceedings of the 43rd International scientific school-seminar / Eds.V. G. Grebennikov, I.N. Shchepina. — Voronezh: Voronezh State University, 2020. — P. 18–23. (In Russ.)

2. Eremin V.V. Upravlenie konkurentosposobnostiu v sisteme tsifrovykh platform [Management of competitiveness in the system of digital platforms] / V.V. Eremin, V.P. Bauer, A.N. Raikov // Problemy upravleniia [Management Problems]. — 2020. — No. 4. — P. 27–40. (In Russ.)

3. Ereshko F. I. Integratsiia tsifrovoi platformy APK s tsifrovymi platformami smezhnykh otraslei [Integration of the digital platform of the agro-industrial complex with digital platforms of related industries] / F. I. Ereshko, V.V. Kulba, V. I. Medennikov // APK: Ekonomika, upravlenie [Agro-Industrial Complex: Economics, Management]. — 2018. — No. 10. — P. 34–45. (In Russ.)

4. Ivanov G.G., Nikishin A. F., Pankina T.V., Bragin L.A. Elektronnaia kommertsiia [E-commerce]: Textbook / — M.: ID FORUM: SIC Infra-M, 2020. — 192 p. (In Russ.)

5. Itogi Internet-torgovli 2021 [Results of Internet trading 2021] [electronic resource] — Available at: https://akit.ru/news/3–6-trln-rublej-itogi-goda-v-internet-torgovle/ (accessed: 11.09.2022). (In Russ.)

6. Kozyrev A.N. Setevye effekty i tsifrovye platformy v ekonomike i matematicheskikh modeliakh [Network effects and digital platforms in economics and mathematical models] / A.N. Kozyrev // Tsifrovaia ekonomika [Digital Economy]. — 2021. — No. 3 (15). — P. 5–33. (In Russ.)

7. Krasilnikova E.A. Tendentsii razvitiia elektronnoi torgovli Rossii i stran Evropeiskogo Soiuza [Trends in the development of electronic commerce in Russia and the countries of the European Union] // Lizing [Leasing]. 2022. No. 1. P. 5–11. (In Russ.)

8. Mazunina T.A., Panasenko S.V. Analiz normativnykh trebovanii k upakovke [Analysis of regulatory requirements for packaging] // Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal [Russian Economic Internet Journal]. 2021. No. 2. (In Russ.)

9. Markeeva A.V. Tsifrovaia platforma kak novyi ekonomicheskii aktor i novaia instantsiia sotsialnogo kontrolia [Digital platform as a new economic actor and a new instance of social control] / A.V. Markeeva, O.V. Gavrilenko // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 7: Filosofiia [Bulletin of Moscow University. Series 7: Philosophy]. — 2019. — No. 5. — P. 29–48. (In Russ.)

10. Marketingovoe issledovanie. Sellery na rossiiskikh marketpleisakh 2022. Tovarnye kategorii [Marketing research. Sellers on Russian marketplaces 2022. Product categories] — Available at: https://datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022_product_categories (accessed: 20.09.2022). (In Russ.)

11. Medennikov V. I. Transformatsiia tekhnologii upravleniia proizvodstvenno-logisticheskoi tsepochkoi produktsii pri formirovanii edinoi tsifrovoi platformy upravleniia ekonomikoi Rossii [Transformation of technologies for managing the production and logistics chain of products in the formation of a single digital platform for managing the Russian economy] / V. I. Medennikov // Tsifrovaia ekonomika [Digital Economy]. — 2022. — No. 1 (17). — P. 15–31. — DOI 10.34706/DE-2022-01-02. (In Russ.)

12. Panasenko S.V. Normativno-pravovoe regulirovanie elektronnoi torgovli [Legal regulation of electronic commerce] // In the collection: Vlast, biznes i obshchestvo v tsifrovoi ekonomike: globalnyi i natsionalnyi konteksty [Power, Business and Society in the Digital Economy: Global and National Contexts]. Collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference. Stavropol, 2022. P. 46–48. (In Russ.)

13. Panasenko S.V., Krasilnikova E.A. Razvitie marketpleisov kak aktualnaia tendentsiia mirovoi torgovli [The development of marketplaces as an actual trend in world trade] // In the collection: Tendentsii razvitiia mirovoi torgovli v XXI veke [Trends in the Development of World Trade in the 21st Century]. Materials of reports of the plenary session of the IX International Scientific and Practical Conference. Articles are published in the author's edition, 2021. P. 15–20. (In Russ.)

14. Panelnaia diskussiia «Logistika epokhi koronovirusa: posledniaia milia» [Panel discussion «Logistics of the coronovirus era: the last mile»] [electronic resource] — Available at: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-RoundTable16April2020.pdf (accessed: 11.09.2022). (In Russ.)

15. Rachenko T.A. Tsifrovye platformy kak mekhanizm realizatsii vzaimodeistviia v tsifrovoi ekonomike [Digital platforms as a mechanism for implementing interaction in the digital economy] / T.A. Rachenko // Shkola universitetskoi nauki: paradigma razvitiia [School of University Science: Development Paradigm]. — 2020. — No. 1 (35). — P. 60–63. (In Russ.)

16. Ustiuzhanina E.V. Transaktsionnye tsifrovye platformy: zadacha obespecheniia effektivnosti [Transactional digital platforms: the task of ensuring efficiency] / E.V. Ustiuzhanina, V. E. Dementiev, S.G. Evsiukov // Ekonomika i matematicheskie metody [Economics and Mathematical Methods]. — 2021. — Vol. 57. — No. 1. — P. 5–18. (In Russ.)

17. Carrasco-Farré C., Snihur Y., Berrone P., Ricart J. E. The stakeholder value proposition of digital platforms in an urban ecosystem, Media International Australia, 183 (1), p. 139–157.

18. Ji S., Lee Y. Food Security and Agroforestry from the Perspective of the SDGs: A Case Study of the Democratic People's Republic of Korea // International Forestry Review. 2022. № 23 (4). p. 437–447.

19. Liu Z., Sampaio P., Pishchulov G., Jiru F., Bnouhanna N. The architectural design and implementation of a digital platform for Industry 4.0 SME collaboration, Computers in Industry, 38,103623.

20. Purnawan E., Brunori G., Prosperi P. Financial support program for small farmers, and its impact on local food security. Evidence from Indonesia // Horticulturae. 2021. 7 (12), 546

21. Tortajada C., Lim N. S. W. Food Security and COVID-19: Impacts and Resilience in Singapore // Frontiers in Sustainable Food Systems. 2021.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, номер проекта № 20-010-00356.

The reported study was funded by the RFBR, project number № 20-010-00356.

Актуальность исследования современных технологий как инструментов повышения эффективности торговли является достаточно высокой, так как отражает наиболее значимые тренды развития электронной торговли и роста продаж на таких крупных площадках, как маркетплейсы. Научная проблема состоит в недостаточной развитости методологии, концепции и механизмов эффективного функционирования и развития цифровых платформенных решений в процессе внедрения SMART-технологий в деятельности таких локомотивов, флагманов рынка, как маркетплейсы.

Процессы цифровизации, так или иначе затронувшие практически все экономические процессы, при одновременном изменении глобальной институциональной среды формируют принципиально новые условия для развития импортозамещения в условиях экономических санкций. Необходима разработка научно обоснованных механизмов, которые позволят максимально эффективно реализовать потенциал цифровых платформенных решений для обеспечения конкурентоспособности экономики нашей страны.

Анализ современного состояния исследований по данной проблеме показал, что среди приоритетных задач современной науки — разработка эффективных механизмов и инструментов цифровой трансформации экономики, в том числе на основе платформенных решений. Передовые исследования процессов цифровизации и, в частности, развития цифровых платформ проводят ряд ученых как в России, так и за рубежом.

Например, в ЦЭМИ РАН над проблемами цифровизации работает А. Н. Козырев, который в рамках своих исследований также рассмотрел сетевые эффекты и цифровые платформы в экономике и математических моделях [6]. Коллектив авторов в составе Е. В. Устюжаниной, С. Г. Евсюкова, В. Е. Дементьева в рамках проекта РФФИ фокусировался на трансакционных цифровых платформах, их сущности и условиях обеспечения эффективности [1, 16].

В ФИЦ ИУ РАН В. И. Меденников самостоятельно и совместно с коллегами рассматривает развитие платформенных цифровых решений в секторе АПК [3, 11]. Ученые обосновывают и моделируют единую цифровую платформу, которая, по их мнению, станет эффективным инструментом прослеживаемости продукции, позволит обобщить лучший управленческий опыт в отрасли, а также улучшить селекционную работу. Выходя за рамки АПК, В. И. Меденников предлагает принципы формирования единой цифровой платформы в экономике России [11].

Наряду с учеными РАН функционирование цифровых платформ с разных ракурсов (экономического, социального, правового и отраслевого) исследовали Т. А. Раченко, И. А. Ганиева и Е. Н. Бобров, А. В. Маркеева и О. В. Гавриленко, В. В. Еремин, В. П. Бауэр и А. Н. Райков, Л. А. Раменская и другие [2, 15]. Наиболее активно исследовали различные акценты цифровых платформ в торговле такие ученые, как А. Ф. Никишин, Т. В. Панкина, Л. А. Брагин и другие [4]. Новейшие исследования цифровых платформ в мировой науке проведены и рядом зарубежных ученых: X. Xie, Y. Han, A. Anderson, S. Ribeiro-Navarrete, Z. Liu, Y. Wang, Q. Tian, X. Li, X. Xiao, C. Carrasco-Farré, J.-W. Veile, M.-C. Schmidt, K.-I. Voigt [17, 18, 19]. Зарубежный опыт решения подобных проблем обобщен также такими учеными, как E. Purnawan, G. Brunori, P. Prosperi, C. Tortajada, N. S. W. Lim, S. Ji, Y. Lee и другими [20, 21].

Следует отметить, что в последнее время на фоне санкций и контрсанкций, вызванных текущими изменениями политической ситуации, активизировались исследования проблем повышения эффективности деятельности различных отраслей (в том числе торговли) в условиях импортозамещения. В частности, обозначается, что реализуемая в России политика импортозамещения в условиях экономических санкций должна быть в первую очередь ориентирована на смещение фокуса на экономический рост и увеличение реальных доходов населения, а также на интенсификацию внедрения современных цифровых технологий [7, 8, 12, 13].

Таким образом, цифровые платформенные решения формируют существенный потенциал для развития и повышения эффективности деятельности в условиях экономических санкций и импортозамещения, однако реализация этого потенциала требует разработки соответствующей методологии, концепции и механизмов, которые будут учитывать последние изменения и которые не могли быть сформированы ранее в силу новизны современной институциональной среды. В связи с этим исследования в сфере развития платформенных решений на примере маркетплейсов в экономике России в условиях экономических санкций и импортозамещения остаются актуальными, перспективными и практически значимыми.

Проведенное исследование эмпирических данных практики сферы торговли показало, что среди лидеров рынка следует отметить маркетплейсы Wildberries и Ozon. Оба маркетплейса имеют собственную логистику. Количество пунктов выдачи продолжает расти. Товарооборот также показывает положительный рост почти по всем товарным категориям. За последний год 64 % селлеров сообщили о росте продаж через маркетплейсы. Только за второй квартал 2022 года объем продаж крупнейших маркетплейсов превысил 400 млн заказов и 500 млрд рублей. За 7 месяцев 2022 года рост объема продаж составил 42 %. Покупательская способность на маркетплейсах продолжает расти, несмотря на снижение темпов роста. Количество продавцов на маркетплейсах растет каждый день, все больше производителей и дистрибьютеров выходят в онлайн (например, на июль 2022 года на Wildberries зарегистрировано 840 тыс. селлеров) [5, 10, 14]. Таким образом, маркетплейсы являются одними из самых эффективных и быстрорастущих каналов розничных продаж.

Исследование также позволило выделить в перспективе ключевое направление развития маркетплейсов на основе современных сервисных технологий.

Было выявлено, что сейчас существует большое количество сервисов и технологий, способствующих росту продаж на маркетплейсах, а также повышающих эффективность всей деятельности. Они помогают снять рутинные задачи с продавцов. Можно указать следующую диверсификацию различных видов сервисов, деятельность которых чрезвычайно важна для маркетплейсов:

• сервисы аналитики;

• сервисы для настройки рекламных кампаний;

• сервисы внешнего продвижения;

• технические сервисы;

• фулфилменты.

Отметим, что сервисы аналитики используются как для отслеживания показателей самого продавца, так и для отслеживания показателей конкурентов. Большинство аналитических сервисов обладают сходным интерфейсом, лидерами сервисных предложений являются MPSTATS и MARKETGURU.

Оба сервиса позволяют производить мониторинг показателей конкурентов: выручку за месяц, среднюю выручку в день, среднюю цену, количество товаров на складе, среднюю оценку и количество отзывов на каждую карточку. Одним из важнейших направлений этих сервисов является поисковая (SEO) оптимизация. С помощью сервисов можно собрать базу поисковых запросов для органического продвижения, производить мониторинг позиций как по своему артикулу, так и по артикулу конкурента. Основные функции: поиск востребованных товаров, управление ценами и поставками, анализ рынка и конкурентов, аналитика продаж, SEO. Оба сервиса являются комплексными инструментами аналитики и управления продажами на маркетплейсах. Также MPSTATS запустил консалтинговые услуги по SEO-оптимизации. Специалисты сервиса под ключ оптимизируют артикул для дальнейшего поискового продвижения.

Сервисы по увеличению эффективности рекламных кампаний на маркетплейсах самостоятельно управляют ставками, производя мониторинг конкурентов — корректирует ее, чтобы всегда оставаться в видимости покупателей. Программы искусственного интеллекта анализируют данные в постоянном режиме 24 на 7. Сервисы освобождают время, которое раньше приходилось тратить на ручную настройку и отслеживание бюджета и позиций. Также благодаря таким сервисам происходит оптимизация бюджетов при тех же результатах. Программы искусственного интеллекта также отслеживают падение ставок конкурентов и автоматически снижают вашу ставку. Когда широта и глубина достаточно высокая, часто возникает самоконкуренция в рекламных кампаниях среди своих товаров. Такие сервисы исключают ее, определяя приоритетность для показа в рекламе.

Сервисы следующего вида (по внешнему продвижению) также имеют очень высокую значимость Одним из наиболее эффективных сервисов является сервис по анализу выкупа продукции (это процент оставленных у себя пользователями товаров от общего числа заказов, то есть это товары, оплаченные, полученные и принятые потребителями). Выкуп товар не только поднимает выручку и рейтинг продавцов, но также приводит к росту положительных отзывов на товар, что, в свою очередь, приводит к росту позиций по поисковым запросам. Алгоритмы маркетплейсов отслеживают, что товары продаются, получают отзывы, и это поднимает карточку в топ. Показатель выкупов на «Вайлдберриз» и «Озоне» используется этими площадками для составления рейтинга наиболее востребованных изделий. Если у компании большой процент этих действий, то она сможет занять высокую позицию в рейтинге площадки. Существует большое количество сервисов по выкупам, которые позволяют значительно оптимизировать этот процесс: MPBOOST, MPLAB и другие. Как правило, такие сервисы имеют свою базу пользовательских аккаунтов. Также это отличный инструмент для борьбы с недобросовестными конкурентами, которые оставляют негативные отзывы на чужие товары. С помощью сервисов можно быстро оставить положительные отзывы, перекрыв негативный эффект. Есть возможность оставлять лайки и вопросы на товары. Но наиболее эффективными являются программы искусственного интеллекта для автовыкупов (программа устанавливается на персональный компьютер и работает по лицензии EraMP). Такие программы позволяют делать до 600 выкупов в день. Их особенность в том, что выкуп происходит по поисковому запросу, а не по артикулу, полностью моделируют поведенческий фактор, благодаря чему эффективность такого продвижения более эффективна.

Далее в отношении технических сервисов следует отметить, что к ним можно отнести:

• сервисы по генерации шрихкодов/баркодов и этикеток (WBarkode, barcode.tec-it.);

• сервисы, предоставляющие услугу оперативного вывода брендов на маркетплейсы, подготавливают карточки товаров, готовят инфографику;

• сервисы по проверке юридических лиц или индивидуальных предпринимателей по ИНН/ОГРН;

• сервисы проверки сертификатов и декларации «Вайлдберрис», «Озон» и других маркетплейсов;

• сервисы для планирования поставок на склады «Вайлдберрис», «Озон» и других маркетплейсов;

• калькуляторы по расчету цен, эффективности продаж.

И в заключение рассмотрим такие сервисы, как фулфилменты для маркетплейсов, которые получают все более широкое распространение. Освобождая от рутины с поставками, минимизируя риски ошибок при маркировке и упаковке, такие сервисы берут на себя полный цикл доставки до маркетплейсов. Укажем услуги, предоставляемые фулфилментами:

• забор заказа у производителя или из транспортной компании;

• приемка товара на соответствие количеству и качеству;

• хранение товара;

• маркировка, упаковка товаров по требованиям маркетплейсов;

• отгрузка товара на склады маркетплейсов.

Исследование показало, что наиболее популярными фулфилментами являются: СДЭК, «БЕТА ПРО», «АРВАТО» и другие.

Используя все указанные выше сервисы и технологии, продавцы в сфере электронной торговли могут существенно снизить риски, отладить процессы логистики, контролировать остатки и повышать эффективность своих продаж.

Эти сервисные технологии доступны уже сегодня для масштабирования бизнеса, их применение позволит снизить затраты, производить мониторинг конкурентов и обеспечить рост продаж. Кроме того, программные продукты, облегчающие и совершенствующие работу подобных сервисных технологий, также продолжат развиваться.

Язык статьи:
Действия с выбранными: