Одним из приоритетных направлений развития современных вузов является внедрение результатов научной деятельности в образовательный процесс [7–13]. В организациях высшего образования научная работа ведется на кафедрах и в научных подразделениях (лабораториях, институтах, центрах, отделах), ее субъектами выступают преподаватели и научные работники [4]. Научно-исследовательская работа кафедры включает: «проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ и инновационную деятельность [3, c. 27; 6, c. 72–79]; получение новых знаний посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся; исследование и разработку теоретических и методологических основ развития высшего образования; разработку и внедрение инновационных технологий [15, c. 11–21] обучения в учебный процесс вуза; внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и производство; активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических работников и обучающихся» [2].
Научно-исследовательская работа в научных подразделениях и на кафедрах имеет существенные отличия — внедрение результатов научной деятельности научных работников осуществляется не непосредственно, а опосредованно — через учебные подразделения — кафедры. Другим отличием является то, что исследовательская деятельность научных работников — их основная деятельность, в то время как преподаватели совмещают ее с преподавательской работой. И конечно, различается акцент кафедр и научных подразделений на различных типах исследовательской деятельности. Из трех основных групп научно-исследовательских работ — фундаментальных, направленных на формирование новых концептуальных подходов к исследованию проблем, имеющих большое значение для развития общества и содержащих новые данные об объекте исследования [1, c. 8–29]; поисковых, направленных на изучение новых путей внедрения результатов фундаментальных исследований; прикладных, направленных на решение практических задач в научной и социальной сферах, на решении фундаментальных проблем сосредоточены в основном научные подразделения. В то время как кафедральная наука имеет более прикладной характер [21], хотя и здесь научная деятельность многих профессоров имеет фундаментальный характер, результаты исследований отличаются новизной [16, c. 6–15; 18, c. 15–18] и становятся основой инновационных образовательных программ [20].