По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2104-01

Внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс

Костина Анна Владимировна директор Института фундаментальных и прикладных исследований, заведующий кафедрой философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», д-р филос. наук, д-р культурологии, проф., Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. почта: Anna_Kostina@inbox.ru, ORCID: 0000-0002-7216-4157

Одна из важнейших задач высшего образования — превращение научно-исследовательского потенциала вузов в фактор экономического развития России. Согласно требованиям ФГОС ВО, требованиям к квалификации согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, организация, руководство, участие, ведение научно-исследовательской работы есть одна из должностных обязанностей преподавателей, доцентов, профессоров кафедры, тем более научных работников. При этом результаты научно-исследовательской деятельности должны находить внедрение в образовательный процесс — только тогда процесс создания нового знания и процесс его усвоения будет органичным, а сам цикл обновления знания — более коротким. В статье рассматривается опыт Московского гуманитарного университета по организации работы, связанной с внедрением результатов научно-исследовательской деятельности в образовательный процесс. Научно-исследовательская работа рассматривается в статье как научная деятельность, включающая в себя постановку исследовательской задачи, научный поиск, сбор и анализ информации, ее систематизацию, проведение исследований и экспериментов, выявление закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научные обобщения, определение и обоснование области внедрения полученных результатов. Конечный результат научной деятельности должен обладать практической значимостью и новизной. Рассматривается опыт Московского гуманитарного университета в части интеграции научно-исследовательской работы в образовательный процесс.

Литература:

1. Арапов М.В., Либкинд А.Н., Маркусова В.А. и др. Фундаментальные научные исследования в отечественных провинциальных вузах // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. — 2005. — № 3 (41). — С. 8–29.

2. Внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс // 3-net.ru [Электронный ресурс]. — URL: http://3-net.ru/sign/sign-388726.php (дата обращения: 16.01.2021).

3. Ганчеренок И. Инновационная деятельность — новая миссия университетов // Almamater (Вестник высшей школы). — 2004. — № 6. — С. 27.

4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н) [Электронный ресурс]. — URL: https://base. garant.ru/55170898/ (дата обращения: 12.01.2021).

5. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. — 2000. — № 6. — С. 21–29.

6. Кларина Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии эффецктивности Текст. / Л. Кларина // Директор школы. 2001. — № 10. — С. 72–79.

7. Костина А.В. Культурологическая экспертиза как функция специалиста-культуролога: специфика формирования компетенции [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2018. — № 5. — С. 64–67.

8. Костина А.В. Научно-методологический семинар как форма организации практики по научно-исследовательской работе в магистратуре [Текст] / А.В. Костина, И.В. Малыгина // Ученый совет. — 2019. — № 9. — С. 26–31.

9. Костина А.В. Научно-образовательный центр как форма активизации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / А.В. Костина, А.В. Луков // Ученый совет. — 2019. — № 9. — С. 32–39.

10. Костина А.В. О требованиях к условиям реализации программы бакалавриата (электронная информационно-образовательная среда организации) [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2019. — № 2. — С. 18–24.

11. Костина А.В. Современное российское образование: сочетание знаниевой и ценностно-содержательной функций // Ученый совет. — 2019. — № 4. — С. 27–33.

12. Костина А.В. Современное образование: как добиться связи теории и практики? [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2018. — № 9. — С. 26–30.

13. Костина А.В. Культурологическая экспертиза как функция специалистакультуролога: специфика формирования компетенции [Текст] / А.В. Костина // Ученый совет. — 2018. — № 5. — С. 64–67.

14. Курганский С.М. Положение о научно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы // Завуч. — 2006. — № 4. — C. 87.

15. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст] / В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян // Педагогика. — 2004. — № 4. — С. 11–21.

16. Малинецкий Г.Г. Инновации в научно-образовательной среде // Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 4. — С. 6–15.

17. Основы стратегического планирования развития образования в Московском гуманитарном университете до 2026 года [Электронный ресурс]. — URL: https://mosgu.ru/strategy/strategy-full/ (дата обращения: 16.01.2021).

18. Перечень критических технологий Российской Федерации: утв. Президентом РФ В.В. Путиным 21.05.2006 г. Пр-842 [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.kremlin.ru/supplement/988 (дата обращения: 12.01.2021).

19. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. — М.: Педагогический поиск, 2007. — 167 с.

20. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» от 14.02.2006 № 89 // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. — 2006. — № 9.

21. Строкова Т.И. Мониторинг педагогических нововведений / Т.И. Строкова // Директор школы. — 2006. — № 6. — C. 34.

22. Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы // Вестник высшей школы. — 2000. — № 3. — С. 15–18.

23. Шукшунов С.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. — 2005. — № 6. — С. 11–18.

1. Arapov M.V., Libkind A.N., Markusova V.A. et al. Fundamental'nye nauchnye issledovaniya v otechestvennyh provincial'nyh vuzah // Vestnik Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij. — 2005. — № 3 (41). — S. 8–29.

2. Vnedrenie rezul'tatov nauchnyh issledovanij v obrazovatel'nyj process // 3-net.ru. [Electronic resource]. — URL: http://3-net.ru/sign/sign-388726.php (data obrashcheniya: 16.01.2021).

3. Gancherenok I. Innovacionnaya deyatel'nost' — novaya missiya universitetov// Almamater (Vestnik vysshej shkoly). — 2004. — № 6. — S. 27.

4. Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i drugih sluzhashchih (EKS), 2019. Razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i specialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya» (utv. Prikazom Minzdravsocrazvitiya RF ot 11.01.2011 N 1n) [Electronic resource]. — URL: https://base.garant.ru/55170898/ (data obrashcheniya: 12.01.2021).

5. Zborovskij G.E. Obrazovanie: nauchnye podhody k issledovaniyu // Sociologicheskie issledovaniya. — 2000. — № 6. — S. 21–29.

6. Klarina L. Innovacionnaya deyatel'nost': stanovlenie, razvitie, kriterii effecktivnosti Tekst. / L. Klarina // Direktor shkoly. — 2001. — № 10. — S. 72–79.

7. Kostina A.V. Kul'turologicheskaya ekspertiza kak funkciya specialista-kul'turologa: specifika formirovaniya kompetencii [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyj sovet. — 2018. — № 5. — S. 64–67.

8. Kostina A.V. Nauchno-metodologicheskij seminar kak forma organizacii praktiki po nauchno-issledovatel'skoj rabote v magistrature [Tekst] / A.V. Kostina, I.V. Malygina // Uchenyj sovet. — 2019. — № 9. — S. 26–31.

9. Kostina A.V. Nauchno-obrazovatel'nyj centr kak forma aktivizacii nauchnoissledovatel'skoj raboty studentov [Tekst] / A.V. Kostina, A.V. Lukov // Uchenyj sovet. — 2019. — № 9. — S. 32–39.

10. Kostina A.V. O trebovaniyah k usloviyam realizacii programmy bakalavriata (elektronnaya informacionno-obrazovatel'naya sreda organizacii) [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyj sovet. — 2019. — № 2. — S. 18–24.

11. Kostina A.V. Sovremennoe rossijskoe obrazovanie: sochetanie znanievoj i cennostno-soderzhatel'noj funkcij // Uchenyj sovet. — 2019. — № 4. — S. 27–33.

12. Kostina A.V. Sovremennoe obrazovanie: kak dobit'sya svyazi teorii i praktiki? [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyj sovet. — 2018. — № 9. — S. 26–30.

13. Kostina A.V. Kul'turologicheskaya ekspertiza kak funkciya specialista-kul'turologa: specifika formirovaniya kompetencii [Tekst] / A.V. Kostina // Uchenyj sovet. — 2018. — № 5. — S. 64–67.

14. Kurganskij S.M. Polozhenie o nauchno-eksperimental'noj deyatel'nosti pedagogicheskih rabotnikov shkoly // Zavuch. — 2006. — № 4. — C. 87.

15. Lazarev V.S. Pedagogicheskaya innovatika: ob"ekt, predmet i osnovnye ponyatiya Tekst. / V.S. Lazarev, B.P. Martirosyan // Pedagogika. — 2004. — № 4. — S. 11–21.

16. Malineckij G.G. Innovacii v nauchno-obrazovatel'noj srede // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. — 2004. — № 4. — S. 6–15.

17. Osnovy strategicheskogo planirovaniya razvitiya obrazovaniya v Moskovskom gumanitarnom universitete do 2026 goda [Electronic resource]. — URL: https://mosgu. ru/strategy/strategy-full/ (data obrashcheniya: 16.01.2021).

18. Perechen' kriticheskih tekhnologij Rossijskoj Federacii: utv. Prezidentom RF V.V. Putinym 21.05.2006 g. Pr-842 [Electronic resource]. — URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/988 (data obrashcheniya: 12.01.2021).

19. Polyakov S.D. Pedagogicheskaya innovatika: ot idei do praktiki. — M.: Pedagogicheskij poisk, 2007. — 167 s.

20. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «O merah gosudarstvennoj podderzhki obrazovatel'nyh uchrezhdenij, vnedryayushchih innovacionnye obrazovatel'nye programmy» ot 14.02.2006 № 89 // OvD. Mezhvedomstvennyj informacionnyj byulleten'. — 2006. — № 9.

21. Strokova T.I. Monitoring pedagogicheskih novovvedenij/ T.I. Strokova// Direktor shkoly. — 2006. — № 6. — C. 34.

22. Savel'ev A.YA. Innovacionnoe obrazovanie i nauchnye shkoly // Vestnik vysshej shkoly. — 2000. — № 3. — S. 15–18.

23. SHukshunov S.E. Sostoyanie, perspektivy razvitiya i povysheniya effektivnosti innovacionnoj deyatel'nosti vysshej shkoly Rossii // Innovacii. — 2005. — № 6. — S. 11– 18.

Одним из приоритетных направлений развития современных вузов является внедрение результатов научной деятельности в образовательный процесс [7–13]. В организациях высшего образования научная работа ведется на кафедрах и в научных подразделениях (лабораториях, институтах, центрах, отделах), ее субъектами выступают преподаватели и научные работники [4]. Научно-исследовательская работа кафедры включает: «проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научно-исследовательских работ и инновационную деятельность [3, c. 27; 6, c. 72–79]; получение новых знаний посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся; исследование и разработку теоретических и методологических основ развития высшего образования; разработку и внедрение инновационных технологий [15, c. 11–21] обучения в учебный процесс вуза; внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и производство; активное привлечение к научно-исследовательской работе научно-педагогических работников и обучающихся» [2].

Научно-исследовательская работа в научных подразделениях и на кафедрах имеет существенные отличия — внедрение результатов научной деятельности научных работников осуществляется не непосредственно, а опосредованно — через учебные подразделения — кафедры. Другим отличием является то, что исследовательская деятельность научных работников — их основная деятельность, в то время как преподаватели совмещают ее с преподавательской работой. И конечно, различается акцент кафедр и научных подразделений на различных типах исследовательской деятельности. Из трех основных групп научно-исследовательских работ — фундаментальных, направленных на формирование новых концептуальных подходов к исследованию проблем, имеющих большое значение для развития общества и содержащих новые данные об объекте исследования [1, c. 8–29]; поисковых, направленных на изучение новых путей внедрения результатов фундаментальных исследований; прикладных, направленных на решение практических задач в научной и социальной сферах, на решении фундаментальных проблем сосредоточены в основном научные подразделения. В то время как кафедральная наука имеет более прикладной характер [21], хотя и здесь научная деятельность многих профессоров имеет фундаментальный характер, результаты исследований отличаются новизной [16, c. 6–15; 18, c. 15–18] и становятся основой инновационных образовательных программ [20].

Для Цитирования:
Костина Анна Владимировна, Внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс. Ученый совет. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: