Процессный подход может применяться в любой организации и системе управления, независимо от вида, размера или сложности.
Но когда мы говорим о специфике образовательных организаций, следует упомянуть о двойственной природе вузов в рыночных условиях. С одной стороны, вуз является субъектом рынка, предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научнотехническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию. С другой стороны, он выполняет важный социальный заказ общества — готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства [1].
Также необходимо говорить о конкуренции между вузами в сферах привлечения абитуриентов и квалифицированных сотрудников, в аккумулировании средств из различных источников, поддержании репутации.
Вузы имеют прямое бюджетное финансирование, но при этом должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки специалистов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Доля доходов от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (среднее значение) составляет в вузах Санкт-Петербурга от 41 до 50% (рис. 1) [2].
Стоит отметить, что в сфере аккумулирования средств вузы конкурируют, в том числе, и за объем государственного бюджетного финансирования.
Процессный подход, мышление, основанное на оценке рисков, цикл PDCA — три концепции вместе образуют неотъемлемую часть стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [3].
Под процессом подразумевают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, направленных на преобразование входов в выходы.
Для дальнейшего анализа выделен процесс первого уровня — образовательный.
Преимущества внедрения процессного подхода:
1. Фокус на более важные процессы и их результаты.
Процессный подход направлен на рациональное использование ресурсов организации, непрерывность и совершенствование деятельности. Для выделения наиболее эффективных процессов возможно применение бизнес-инструментов «Маржинальный портфель продуктов/услуг», «ABC-анализ», основанные на расчете и оценке маржинальности образовательных программ.