По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Внедрение процессного подхода в систему управления университетами

В.А. Черняева Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС)
Е.И. Шехтман Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта — структурное подразделение ПГУПС

В стремлении к безусловному лидерству по комплексному предоставлению потребителям высококачественных и конкурентоспособных образовательных и научно-исследовательских услуг необходима постоянная актуализация подходов к управлению университетами с интеграцией эффективных инструментов из сферы управления бизнесом: это маркетинговые инструменты (продвижение образовательных услуг, продуктов научно-технической деятельности); инструменты управления доходами (коммерциализации услуг и продуктов); инструменты управления затратами (маржинальный портфель услуг и продуктов); развитие инструментов системы управления качеством и бережливого производства; внедрение инструментов процессного подхода в систему управления университетом.

Литература:

1. Михеев И.Д. Инновационные вузы в условиях рыночной экономики / И.Д. Михеев, Н.А. Константинова // Успехи современного естествознания. — 2008. — № 10. — С. 110-112; — URL: https://natural-sciences.ru/ ru/article/view?id=10725 (дата обращения: 22.01.2024).

2. Мониторинг деятельности организаций высшего образования. —URL: https://monitoring.miccedu.ru.

3. ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования.

4. Рыбаков М.Ю. Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум. — Издательство Михаила Рыбакова, 2022. — 392 с. — (Серия «Порядок в бизнесе»). — ISBN 978-5-9907325-0-6.

5. Панычев А.Ю. Конкурентоспособность транспортных университетов: перспективы вхождения в международные рейтинги. / А.Ю. Панычев, В.А. Черняева // Транспорт Российской Федерации. — 2021. — № 3 (94). — С. 9–15.

6. Косьмин А.Д. Гармонизация телеологических механизмов рынка и государства как условие социальноэкономического прогресса. / А.Д. Косьмин, Е.А. Косьмина. — М., 2017.

7. Донецкая С.С. Реформирование высшего образования в Китае: современные итоги / С.С. Донецкая, Цзи Цяньнань // Высшее образование в России. — 2018. — № 12.

8. Ендовицкий Д.А. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ / Д.А. Ендовицкий, В.В. Коротких, М.В. Воронова // Высшее образование в России. — 2020. — № 2.

9. Ehrenberg R.G. Econometric studies of higher education // Journal of Econometrics. — 2004. — Vol. 121, № 1, 2.

Процессный подход может применяться в любой организации и системе управления, независимо от вида, размера или сложности.

Но когда мы говорим о специфике образовательных организаций, следует упомянуть о двойственной природе вузов в рыночных условиях. С одной стороны, вуз является субъектом рынка, предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научнотехническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию. С другой стороны, он выполняет важный социальный заказ общества — готовить квалифицированных специалистов для народного хозяйства [1].

Также необходимо говорить о конкуренции между вузами в сферах привлечения абитуриентов и квалифицированных сотрудников, в аккумулировании средств из различных источников, поддержании репутации.

Вузы имеют прямое бюджетное финансирование, но при этом должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки специалистов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Доля доходов от приносящей доход деятельности в доходах по всем видам финансового обеспечения (среднее значение) составляет в вузах Санкт-Петербурга от 41 до 50% (рис. 1) [2].

Стоит отметить, что в сфере аккумулирования средств вузы конкурируют, в том числе, и за объем государственного бюджетного финансирования.

Процессный подход, мышление, основанное на оценке рисков, цикл PDCA — три концепции вместе образуют неотъемлемую часть стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [3].

Под процессом подразумевают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, направленных на преобразование входов в выходы.

Для дальнейшего анализа выделен процесс первого уровня — образовательный.

Преимущества внедрения процессного подхода:

1. Фокус на более важные процессы и их результаты.

Процессный подход направлен на рациональное использование ресурсов организации, непрерывность и совершенствование деятельности. Для выделения наиболее эффективных процессов возможно применение бизнес-инструментов «Маржинальный портфель продуктов/услуг», «ABC-анализ», основанные на расчете и оценке маржинальности образовательных программ.

Для Цитирования:
В.А. Черняева, Е.И. Шехтман, Я.В. Мельник, Внедрение процессного подхода в систему управления университетами. Ректор ВУЗа. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: