Во многих государствах, в том числе и в России, широко обсуждаются вопросы снижения производственного травматизма, повышения эффективности мер, принимаемых работодателями в области промышленной безопасности и внедрения культуры безопасного труда [1].
Актуальность темы обусловлена тем, что Россия является участником кампании Vision Zero, основанной Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и Институтом безопасности и гигиены труда (IOSH).
Успешное развитие любой организации, а также укрепление ее позиций на конкурентном рынке, зависит от многих факторов, большинство из которых в той или иной степени предопределяются персоналом. Роль человека проявляется не только в лидерских качествах руководителя, но и в профессионализме, опытности каждого сотрудника. Именно поэтому прогрессивное руководство компаний заинтересовано в сохранении трудового потенциала своего предприятия.
На практике это стремление реализуется в создании благоприятных условий труда, в формировании партнерской организационной культуры, установлении комфортного психологического климата [2].
Однако все перечисленные направления невозможны без создания условий труда, соответствующих нормам безопасности. Согласно исследованию МОТ, ежегодно на производстве погибают 200 тыс. чел.; получают травмы 120 млн чел. Вследствие производственного травматизма каждые три минуты на земном шаре гибнет один работник. В результате несчастного случая на производстве почти 500 млн чел. сегодня имеют тот или иной вид инвалидности [3].
Актуальность темы исследования подтверждают данные статистики по указанной проблематике (рис. 1 и 2).
С другой стороны, трудовые ресурсы являются только одним из элементов производственного процесса. Несмотря на степень сложности и длительности, любой производственный процесс активно влияет на окружающую среду.
Удовлетворение всевозрастающих потребностей человека, которое часто достигается путем нарушения экологического равновесия, не может не вызывать активного противостояния как среди научных работников, так и среди населения. Экологические кампании и программы находят своих сторонников и лоббистов на самых высоких уровнях управления государством [4].