По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.511

Внедрение комплексного подхода системы комплаенс для социально-экономического развития компании

В.В. Балакин президент Национальной ассоциации комплаенс

Для обеспечения соответствия закону и взятым на себя обязательствам предприятию необходима система менеджмента, которая обеспечит это соответствие. Комплаенс является неотъемлемой частью системы управления и обеспечивает соответствие регуляторной среде, нормам корпоративной культуры и этики бизнеса; выявляет риски несоответствия деятельности организаций и сотрудников нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам; осуществляет меры по ликвидации рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности. В организации комплаенс применяется посредством внедрения системы управления комплаенс, которая является комплексом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для обеспечения ее соответствия требованиям регуляторной среды и достижения своих целей. В статье автор представил, как внедрить систему комплаенс на предприятии.

Система комплаенс — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для обеспечения соответствия требованиям регуляторной среды и достижения своих целей. Она представляет собой универсальную признанную международную систему противодействия угрозам и управления рисками, которая обеспечивает соответствие деятельности компании требованиям государственных органов, саморегулируемых общественных и иных организаций, соответствие нормам права, правилам, рекомендациям и стандартам, регламентирующим деятельность компании, внутренним документам и локальным нормативным актам. При этом система комплаенс работает по отношению ко всем сотрудникам компании, а также обеспечивает комплексный подход по всем направлениям деятельности бизнеса, взаимодействуя как с внутренним контекстом, так и с внешним.

Ключевым принципом системы комплаенс является обеспечение заблаговременного подхода к защите от рисков и непрерывности их устранения. Она также формирует идеологию и стиль ведения бизнеса, составляя этический компонент в бизнес-подходе: экология, противодействие коррупции, социальная ответственность и пр.

Как правило, в организации выделяются четыре категории целей: стратегические, операционные, цели в области подготовки отчетности и соблюдения законодательства. У этих целей существует прямая взаимосвязь с компонентами процесса управления рисками организации, представляющими собой действия, необходимые для их достижения. Так, система комплаенс обеспечивает такую взаимосвязь, помогая организации достигать своих целей, делая это без нарушения законодательства и с минимальными потерями.

Внутри организации за развитие и продвижение данной системы отвечает подразделение комплаенс (также именуемое службой комплаенс). Оно представляет собой структурное подразделение компании, осуществляющее систему мер по контролю за соответствием деятельности всей организации, ее бизнес-процессов, операций и действий работников нормам законов и подзаконных актов, регулятивным правилам и принятым стандартам деловой этики.

Для Цитирования:
В.В. Балакин, Внедрение комплексного подхода системы комплаенс для социально-экономического развития компании. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: