По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.526

Внедрение искусственного интеллекта в процессы обучения и наставничества в современных организациях

Борисова Т. Ю. начальник отдела подбора и обучения персонала, ООО «РусХимАльянс», г. Санкт-Петербург
Камарова Т. А. канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, г. Екатеринбург

В работе рассмотрены основные возможности и риски применения искусственного интеллекта (ИИ) в HR-процессах, актуальность практики применения искусственного интеллекта в обучении персонала и наставничестве. Определены и описаны возможности автоматизации ряда HR-процессов и внедрения искусственного интеллекта. Авторами разработана модель внедрения технологий искусственного интеллекта в такие процессы управления персоналом, как наставничество и обучение персонала, которая может быть использована при совершенствовании и оптимизации системы управления персоналом в современных организациях.

Литература:

1. Итоги 2023 года в промышленной сфере, по версии hh.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://spb.hh.ru/article/32231 (дата обращения: 15.02.2024).

2. Растова Ю. И. Цифровая культура как антецедент успешной цифровой трансформации организации / Ю. И. Растова, И. Г. Салимьянова, М. А. Растов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2022. — №4 (136). — С. 156–160. — EDN TFFAJI.

3. Ибрагимова Н. У. Цифровая трансформация и ее влияние на персонал компании / Н. У. Ибрагимова, О. И. Султанова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. — 2023. — №4 (46). — С. 145–151. — DOI 10.17122/2541-8904-2023-4-46-145-151. — EDN CLOWHK.

4. Оценка результатов апробации системы наставничества в сфере искусственного интеллекта / О. А. Балабанова, Е. В. Чмыхова, Р. Е. Исказиев, М. А. Журавина // Московский педагогический журнал. — 2023. — №4. — С. 6–15. — DOI 10.18384/2949-4974-2023-4-6-15. — EDN FLTITG.

5. Дворяткина С. Н. Новая роль наставников в цифровом образовании: симбиоз искусственного и естественного интеллекта / С. Н. Дворяткина // Феноменология наставничества в гуманитарных и общественных науках: тенденции и перспективы развития: сборник по материалам Всероссийской научной конференции, Елец, 19 мая 2023 года / Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2023. — С. 23–25. — EDN JLFKZQ.

6. Галаев А. Х. Технологии и наставничество: новые горизонты и возможности / А. Х. Галаев // Технопарк универсальных педагогических компетенций: материалы III Всероссийской научнопрактической конференции, Чебоксары, 15 декабря 2023 года. — Чебоксары: ООО «Издательский дом “Среда”», 2023. — С. 125–127. — EDN VUWDWS.

7. Кадеева О. Е. Чат-боты и особенности их использования в образовании / О. Е. Кадеева, В. Н. Сырицына // Информатика в школе. — 2020. — №10 (163). — С. 45–53. — DOI 10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53. — EDN UQLYTR.

8. Летуновский О. Н. Методика инфраструктурных решений для адаптации новых сотрудников на основе геймификации / О. Н. Летуновский // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров. — 2023. — №10. — С. 140–143. — EDN DDVFXL.

9. Каптерев А. И. Вызовы генеративного искусственного интеллекта для системы высшего образования / А. И. Каптерев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2023. — Т. 20, №3. — С. 255–264. — DOI 10.22363/2312-8631-2023-20-3-255-264. — EDN EFGZVH.

10. Исаева А. В. Наставничество в сфере высшего образования при поддержке искусственного интеллекта: этические вопросы / А. В. Исаева // Всероссийский педагогический форум-2023: Сборник статей II Всероссийской методико-практической конференции, Петрозаводск, 28 ноября 2023 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука» (ИП Ивановская И. И.), 2023. — С. 97–101. — EDN DCJXAX.

11. Брызгалина Е. В. Ключевые проблемы, риски и ограничения применения ИИ в медицине и образовании / Е. В. Брызгалина, А. Н. Гумарова, Е. М. Шкомова // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2022. — №6. — С. 93–108. — EDN GXUYWB.

12. Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа xyvmsh4hgi850ninjhq90xi4t6yggu8c.pdf (ai.gov.ru) (дата обращения: 15.02.204).

13. Искусственный интеллект в HR. Кейсы российского рынка, Технологии доверия, Knomary [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://ai.gov.ru/knowledgebase/v-otraslyakh/2023_ iskusstvennyy_intellekt_v_hr_keysy_rossiyskogo_rynka_tehnologii_doveriya_knomary/ (дата обращения: 15.02.2024).

Уровень цифровизации абсолютно всех сфер жизнедеятельности современного человека растет с каждым днем. Мы привыкли одним нажатием кнопки вызывать такси, заказывать еду, запускать гаджеты «умного» дома. Все это служит повышению уровня нашего комфорта и безопасности. С неменьшей скоростью технологии проникают и в сферу производства.

2023 год бросил очередной вызов работникам сферы управления персоналом — рекордно низкий уровень безработицы и конкуренция за персонал. По данным крупнейшего сервиса по поиску персонала HeadHunter, в России в 2023 году уровень конкуренции на рынке труда (hh. индекс) находился на уровне 3 резюме на вакансию, что соответствует дефициту соискателей [1]. Поскольку привлечение нового персонала, соответствующего квалификационным требованиям и корпоративной культуре работодателя, стало затратным не только в части времени, трудовых ресурсов, но и финансов, многие предприятия перенаправили свои усилия на удержание уже работающего персонала, а также сосредоточились на его обучении и развитии, и стали активнее работать с внутренним резервом. Персонал стал ключевым ресурсом в повышении эффективности деятельности предприятия, и работавшие на протяжении десятилетий традиционные/консервативные методы и инструменты обучения персонала перестали удовлетворять изменившиеся потребности современных организаций. Разумеется, такая трансформация стратегии управления персоналом стала бы невозможной без автоматизации ключевых HR-процессов, которая позволяет не только улучшить, оптимизировать бизнес-процессы, но и ускорить их.

Несмотря на то, что наставничество является, пожалуй, самым традиционным методом обучения, основанным на передаче знаний и навыков от более опытных сотрудников менее опытным, оно и в инновационной среде не теряет актуальности и прекрасно поддается автоматизации, поскольку наставничество — это гибкая форма корпоративного обучения.

Наставничество остается одним из важных направлений, куда направлено внимание руководства Российской Федерации: 2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника, Министерством просвещения Российской Федерации разрабатываются профессиональный стандарт «Наставник» и проект федерального закона о наставничестве. Уже в текущем году Президент РФ утвердил Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета (12.02.2024 № Пр-251ГС), в котором помимо прочего содержится требование обеспечить разработку курсов и дисциплин (модулей) по формированию навыков эффективного наставничества, предусмотрев их включение в программы повышения квалификации руководителей и работников организаций социальной сферы и реального сектора экономики, а также принять меры, направленные на поддержку наставников, осуществляющих работу с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проявившими интерес к научным исследованиям.

Для Цитирования:
Борисова Т. Ю., Камарова Т. А., Внедрение искусственного интеллекта в процессы обучения и наставничества в современных организациях. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: