Уровень цифровизации абсолютно всех сфер жизнедеятельности современного человека растет с каждым днем. Мы привыкли одним нажатием кнопки вызывать такси, заказывать еду, запускать гаджеты «умного» дома. Все это служит повышению уровня нашего комфорта и безопасности. С неменьшей скоростью технологии проникают и в сферу производства.
2023 год бросил очередной вызов работникам сферы управления персоналом — рекордно низкий уровень безработицы и конкуренция за персонал. По данным крупнейшего сервиса по поиску персонала HeadHunter, в России в 2023 году уровень конкуренции на рынке труда (hh. индекс) находился на уровне 3 резюме на вакансию, что соответствует дефициту соискателей [1]. Поскольку привлечение нового персонала, соответствующего квалификационным требованиям и корпоративной культуре работодателя, стало затратным не только в части времени, трудовых ресурсов, но и финансов, многие предприятия перенаправили свои усилия на удержание уже работающего персонала, а также сосредоточились на его обучении и развитии, и стали активнее работать с внутренним резервом. Персонал стал ключевым ресурсом в повышении эффективности деятельности предприятия, и работавшие на протяжении десятилетий традиционные/консервативные методы и инструменты обучения персонала перестали удовлетворять изменившиеся потребности современных организаций. Разумеется, такая трансформация стратегии управления персоналом стала бы невозможной без автоматизации ключевых HR-процессов, которая позволяет не только улучшить, оптимизировать бизнес-процессы, но и ускорить их.
Несмотря на то, что наставничество является, пожалуй, самым традиционным методом обучения, основанным на передаче знаний и навыков от более опытных сотрудников менее опытным, оно и в инновационной среде не теряет актуальности и прекрасно поддается автоматизации, поскольку наставничество — это гибкая форма корпоративного обучения.
Наставничество остается одним из важных направлений, куда направлено внимание руководства Российской Федерации: 2023 год был объявлен в России Годом педагога и наставника, Министерством просвещения Российской Федерации разрабатываются профессиональный стандарт «Наставник» и проект федерального закона о наставничестве. Уже в текущем году Президент РФ утвердил Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета (12.02.2024 № Пр-251ГС), в котором помимо прочего содержится требование обеспечить разработку курсов и дисциплин (модулей) по формированию навыков эффективного наставничества, предусмотрев их включение в программы повышения квалификации руководителей и работников организаций социальной сферы и реального сектора экономики, а также принять меры, направленные на поддержку наставников, осуществляющих работу с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проявившими интерес к научным исследованиям.