В современной системе здравоохранения, обеспечении доступности и качества медицинской помощи, решении задач медико-социальной помощи важная роль отводится специалистам с высшим (сестринским) образованием и средним профессиональным образованием. Данные специалисты составляют наиболее многочисленную категорию работников отечественного здравоохранения.
Необходимо отметить, что государственная программа развития сестринского дела предусматривает:
• развитие новых организационных форм и технологий сестринской практики, совершенствование системы подготовки и расстановки сестринских кадров;
• обеспечение качества сестринской помощи населению;
• совершенствование системы управления сестринской службой;
• совершенствование правового регулирования использования сестринских кадров в здравоохранении;
• повышение профессионального и социального статуса представителей сестринской профессии.
Основными направлениями инновационного процесса в сфере сестринской деятельности являются:
• разработка и внедрение системы управления качеством сестринской помощи;
• внедрение инновационных сестринских технологий;
• разработка и внедрение стандартизированных операционных процедур;
• повышение культуры обслуживания пациентов;
• проведение научно-исследовательской работы в сфере сестринской деятельности;
• подготовка кадрового состава;
• повышение профессиональной компетенции специалистов сестринского дела.
Для оптимизации профессиональной деятельности сестринского персонала кардиодиспансера были введены новые должности: заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом, заведующий отделением сестринского ухода, заведующий медико-социальным отделением, менеджер, медицинская сестра-координатор и др.
Инновационные технологии позволили специалистам использовать цифровизацию в процессе передачи информации и обеспечения коммуникаций. Особое значение инновационные подходы к организации медицинской помощи приобретают в условиях глобального экономического и кадрового кризиса. По мнению Дороти Холл, «управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность сестер изучена, структурирована, нормирована, а значит, может быть оценена в соответствии со стандартом».