В Санкт-Петербурге в 2014 году разработали и приняли Концепцию развития пассажирского транспорта. Цель — устранение внутренних проблем Северной столицы, модификация транспорта путем тонкой настройки движения разных видов ОТ.
Указанная Концепция была раскритикована как общественниками, так и некоторыми представителями оппозиционных партий: они указывали на тот факт, что документ не учитывает увеличение количества транспорта на городских дорогах.
В результате в 2019 году власти Санкт-Петербурга заявили о необходимости разработки новой Концепции развития транспорта. Основные положения документа: весь грузовой транспорт планируется пустить в объезд, пригородные электрички свяжут с метро (они станут основным городским видом транспорта). Для конструкции системы взяли прообраз — столичное Центральное кольцо. По городу власти планируют пропустить две наземные железнодорожные ветки, которые смогут связать пригород и спальные районы с центром. Первый маршрут протянется от станции Ораниенбаум через Новый Петергоф в Стрельну — Лигово. Потом транспорт сделает крюк к Пулково, станции метро «Броневая» и выйдет к станции Лахта, Сестрорецку и Белоострову. Второй маршрут: центр Петербурга — Гатчина — Токсово (в списке указывается и станция метро «Девяткино»).
Уже на этапе разработки Концепции ряд исследователей обращали внимание властей Петербурга на то, что внедрение документа в жизнь потребует серьезных финансовых вложений не только на перепрофилирование уже имеющихся железнодорожных путей, но и на создание транспортно-пересадочных узлов. Эти вложения возможны только за счет средств федерального центра.
Кроме того, эксперты считают, что создаваемая Концепция имеет множество недостатков: так, например, не определен коэффициент полезного действия от ее внедрения.
Говоря о планах городских властей, следует первоначально обратить внимание на существующую ситуацию. Анализируя транспортную инфраструктуру Петербурга, можно отметить, что на ее развитие оказывают влияние сразу несколько факторов.