По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.73:69

Внебюджетное финансирование переданных полномочий по проведению государственной экспертизы в области строительства как отрицательное правовое явление

Е. М. Андреева канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового права, Санкт-Петербургский государственный экономичесий университет

В статье анализируются правоотношения, складывающиеся в процессе финансирования переданных субъектам РФ федеральных полномочий по организации и проведению государственной экспертизы в области строительства. Исследуются участники данных отношений, порядок расчета и взимания платы за проведение государственной экспертизы, вопросы учета и контроля над указанными средствами. Делается вывод о неудовлетворительном правовом регулировании обозначенных финансовых правоотношений, даны предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Литература:

1. Андреева, Е. М. К вопросу о методах и формах финансового обеспечения делегированных полномочий // Учен. зап. юрид. факультета. — 2015. — № 38 (48).

2. Андреева, Е. М. Субвенционная система Российской Федерации: анализ правовых и экономических отношений: моногр. — Saarbrücken: Lap Lambert, 2012.

3. Васянина, Е. Л. Теоретические основы правового регулирования публичных доходов в Российской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. — М.: ИГПАН, 2016.

4. Васянина, Е. Л. Фискальные доходы государства. Правовой анализ: моногр./ Под ред. С. В. Запольского. — М.: Контракт, 2015.

5. Винницкий, Д. В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. — М.: Норма, 2002.

6. Долгова, А. Ю. Парафискальные сборы в России: моногр. — Воронеж, 2012.

7. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): моногр. — М.: ЮрИнфоР, 2009.

8. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // СЗ РФ. — 2005. — № 1.

9. Приказ Росстроя от 14.09.2007 № 264 «О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в области государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» // Бюлл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. — 2007. — № 42.

10. Официальный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. — URL: http//regulation.gov.ru.

11. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. — URL: http//www.gov.spb.ru.

12. Официальный сайт государственного автономного учреждения г. Москвы «Московская государственная экспертиза» [Электронный ресурс]. — URL: http// exp.mos.ru/regulation/adminis–trative_regulations/regulations-894pp/index1.php.

13. Пепеляев, С. Г. О правовом регулировании фискальных сборов и порядке их установления // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования: сб. материалов науч.-практ. конф. — М., 2003.

14. Решение по арбитражному делу № А67-3153/2012 // Архив Арбитражного суда Томской области [Электронный ресурс]. — URL: http//www.consultant.ru.

15. Судебные акты по арбитражному делу № А59-2131/2016 // Архив Арбитражного суда Сахалинской области за 2016 г. // Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.05.2017 № Ф03-1381/2017.

16. Приказ Министерства регионального развития РФ от 20.12.2011 № 584 «Требования к содержанию и форма отчетности об осуществлении переданных полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий» // Бюлл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. — 2012. — № 14.

17. Приказ Министерства финансов России от 01.07.2013 № 65н «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газета. — 2013. — № 32.

1. Andreeva, E. M. On the issue of methods and forms of financial support of delegated powers. Uchen. app. legal faculty. 2015. No. 38 (48).

2. Andreeva, E. M. Subvention system of the Russian Federation: analysis of legal and economic relations: monograph. Saarbrücken: Lap Lambert, 2012.

3. Vasyanina, E. L. Theoretical foundations of legal regulation of public income in the Russian Federation: dis. … Dr. jurid. Sciences. M.: IGPAN, 2016.

4. Vasyanina, E. L. Fiscal revenues of the state. Legal analysis: monograph. God ed. S. V. Zapolsky. M.: Contract, 2015.

5. Vinnitsky, D. V. Taxes and fees: concept, legal features, genesis. M.: Norma, 2002.

6. Dolgova, A. Yu. Parafiscal fees in Russia: monograph. Voronezh, 2012.

7. Kucherov, I. I. Theory of taxes and fees (Legal aspects): monograph. M.: CJSC YurInfoR, 2009.

8. On the procedure for organizing and conducting state examination of project documentation and engineering survey results: Decree of the Government of the Russian Federation of March 5, 2007 No. 145/ SZ RF. 2005. No. 1.

9. On the content and form of reporting on the implementation of delegated powers in the field of state expertise of project documentation and engineering survey results: Rosstroy Order No. 264 dated September 14, 2007. Bull. federal regulations. executive authorities. 2007. No. 42.

10. Official portal of draft normative legal acts. Available at: http//regulation.gov.ru.

11. Official website of the Administration of St. Petersburg. Available at: http// www.gov.spb.ru.

12. Official website of the state autonomous institution of Moscow "Moscow State Expertise". Available at: http//exp.mos.ru/regulation/adminis–trative_regulations/ regulations-894pp/index1.php.

13. Pepelyaev, S. G. On the legal regulation of fiscal fees and the procedure for their establishment. Fiscal fees: legal signs and regulation procedure: Sat. materials scient.-pract. conf. M., 2003.

14. Arbitration decision No. A67-3153/2012/ Archive of the Arbitration Court of the Tomsk Region. Available at: http//www.consultant.ru.

15. Judicial acts in the arbitration case No. A59-2131 / 2016. Archive of the Arbitration Court of the Sakhalin Region for 2016. Resolution of the Arbitration Court of the Far Eastern District dated 05.24.2017 No. F03-1381.

16. Requirements for the content and form of reporting on the exercise of delegated powers in the field of organizing and conducting state examination of project documentation, state examination of the results of engineering surveys: Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation dated December 20, 2011 No. 584. Bull. federal regulations. executive authorities. 2012. No.14.

17. Instructions on the procedure for applying the budget classification of the Russian Federation: order of the Ministry of Finance of Russia dated July 1, 2013 No.65n. Financial newspaper. 2013. No. 32.

Государственная экспертиза в области строительства организуется и проводится субъектами Российской Федерации. Указанное полномочие относится к предметам ведения федерального центра, но передано регионам для исполнения с середины двухтысячных годов. Так, ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ Российская Федерация передала субъектам РФ два своих полномочия, а именно: организацию и проведение государственных экспертиз проектной документации и результатов инженерных изысканий (за исключением некоторых видов экспертиз); контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В большинстве случаев делегированные мандаты, к которым также относятся рассматриваемые вопросы, финансируются напрямую за счет субвенций из вышестоящего бюджета [1, 2]. Государственная экспертиза стала исключением. В той же статье ГрК РФ сказано, что осуществление указанных полномочий Российской Федерации передается органам государственной власти субъектов РФ без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование полномочия по осуществлению организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется за счет средств застройщика или технического заказчика, направивших проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу. Средства взимаются в форме платы. Про порядок финансового обеспечения второго полномочия (градостроительного надзора за органами местного самоуправления и выдачи заключений) ничего не сказано вовсе. Полагаем, оно как раз является примером передачи полномочий без какого-либо обеспечения.

Отметим, что для потребителей рассматриваемой публичной услуги не имеет никакого значения, кому и как платить за ее оказание. И данный аспект отношений мы затронем лишь поверхностно. С точки зрения правового института делегирования, основанного на принципах бюджетного федерализма, крайне важным кажется создание сбалансированного, справедливого и прозрачного механизма финансирования переданных полномочий.

Для Цитирования:
Е. М. Андреева, Внебюджетное финансирование переданных полномочий по проведению государственной экспертизы в области строительства как отрицательное правовое явление. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: