Пять лет назад, покинув здание Речного вокзала и обретя новые пространства для создания экспозиции в бывшем торговом комплексе, пермский Музей современного искусства ПЕРММ оказался в отдалении от привычных культурных троп горожан. Чтобы не остаться без посетителей, ему потребовалось срочно переосмысливать подходы к работе с аудиториями, в том числе с молодежью. Так родился проект «За паrtой». Подростки, еще недавно обходившие музей стороной, получили вкус к самостоятельному исследованию экспонатов, стали создавать в музее собственные выставки и арт-объекты, вступили в отряд волонтеров и арт-медиаторов.
Не останавливаясь на достигнутом, в 2017 году музей инициировал еще один проект «Подросток + музей» и объединил 50 уже музейщиков — не только пермяков, но и жителей других российских регионов, чтобы вместе с ними в рамках музейной резиденции поискать новые способы организации досуга подростков в малых городах и селах.
В этом году команда проекта1 вышла за стены музея, чтобы вступить в диалог с сотрудниками других учреждений культуры, а еще — с той самой аудиторией, которая традиционно считается «сложной».
Основная идея нового проекта — партнерство и сетевое взаимодействие, обмен идеями и технологиями. Его цель — создание междисциплинарного сообщества специалистов, владеющих методиками работы с подростковой аудиторией и готовых к сотрудничеству в рамках подростковых проектов.
Как отметила Оксана Фодина — директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина, и эксперты, и сами подростки на Форуме поддержали ее идею о том, что проект является остро социальным, и его доминантой является буква «М» — музей, междисциплинарность, межсекторность. Музей ПЕРММ, накопив достаточно большой опыт, предложил создать на своей базе методический центр, чтобы помогать другим культурным институциям в разработке проектов для этой аудитории.
Насыщенная четырехдневная программа Форума включала разнообразные секции и захватывающие обсуждения, участие в которых принимали и сами подростки, нередко возвращавшие теоретические рассуждения «взрослых» в практическое русло. Такая совместная дискуссия в формате экспресс-обсуждения помогла сместить акценты с «они» на «мы». Среди вопросов, которые были предложены к обсуждению, звучали следующие: «Как привлечь подростка в институцию культуры?» «Какие темы интересуют подростков?» «Современный подросток — какой он?» «Почему подростки выбирают Макдоналдс и торгово-развлекательные комплексы, а не культурные институции?» «Как быть с родителями — звать их в учреждения культуры или оставлять дома?» «Как сделать так, чтобы подросток возвращался к нам?» и др. Ответы на них участников форума дополнялись предложениями самих подростков. Например, молодые люди обратили внимание на необходимость учета места проживания подростков при создании программ в том или ином учреждении культуры: вечерние мероприятия не удобны для тех, кто живет далеко.