Развитие рыночной экономики привело к тому, что проблемы конкуренции и конкурентоспособности стали очень актуальными для предприятий.
В настоящее время предприятиям необходимо постоянное проведение анализа рынка для оптимизации использования существующих ресурсов и наилучшего удовлетворения спроса и потребительских требований.
Предприятие функционирует в среде с ограниченными ресурсами. Одним из ресурсов, использование которого почти неограниченно, является человеческий капитал [1]. Поэтому его обычно расценивают как наиболее ценный ресурс.
Конкурентные преимущества предприятия и возможность повышения производительности труда и конкурентоспособности в целом неразрывно связаны с накоплением человеческого капитала. Для этого необходимо создание высококачественного человеческого капитала, требуемого для устойчивого экономического, социального и культурного развития предприятия.
Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и предприятия. Впервые этот термин ввел Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал.
В дальнейшем под человеческим капиталом стали понимать интенсивный производительный фактор повышения конкурентоспособности, включающий знания, интеллектуальный капитал, управленческий труд, среду обитания и трудовой деятельности [2].
Человеческий капитал имеет свою внутреннюю структуру, в основе которой лежат следующие признаки: интеллектуальное развитие, физическое развитие и психологическое развитие. Так, А.И. Добрынин и его соавторы в качестве составляющих человеческого капитала выделяют: профессиональную подготовку, уровень образования, психофизиологические характеристики личности, капитал здоровья, мобильность работника [3].
Наиболее важными составляющими являются: уровень образования, профессиональная подготовка и развитие персонала. Степень развития персонала и уровень развития каждого сотрудника предприятия влияют на конкурентоспособность предприятия.