Дисбаланс, возникающий на ведущих и ведомых колесах транспортного средства, имеет существенное влияние при его эксплуатации. Сам процесс вызывает отклонение оси вращения колеса относительно оси инерции. При статическом дисбалансе колеса биение происходит по вертикале, а при динамическом — ход колеса изменяет траекторию движения горизонтально и колесо описывает «восьмерку» (рис. 1).
Данная проблема решается перераспределением веса с добавлением дополнительных «грузиков» в местах их необходимой фиксации на колесе. Дисбаланс существует двух типов: статический и динамический. Важно, чтобы до начала работ по балансировке колесный диск был очищен от возможных внешних загрязнителей: дорожная грязь, реагенты, налипание снежных масс, прикипание фрикционных частиц тормозных колодок и т.д. (рис. 2).
В рамках исследования был проведен эксперимент с более 10 000 стартов, при котором был получен большой объём данных, но для наглядности было принято решение ограничить количество анализируемых данных, чтобы представить их достаточно не более 300 контрольных значений.
Актуальность: средняя скорость дорожного потока и количество автомагистралей с высоким качеством дорожного полотна неуклонно растет с каждым годом. Для стабильного движения на высоких скоростях транспортному средству необходимо максимально доступное пятно контакта колеса с дорожной поверхностью, отсюда и возникает потребность в большом и широком размере колеса. Чем колесный диск шире, тем больше вероятности, что в нем может скапливаться грязевые наслоения и возникать дисбаланс.
Цель исследования: рассмотреть вопрос влияния загрязнения колесных дисков легковых автомобилей на качество их балансировки, с точки зрения повышения безопасности, долговечности, уровня комфорта пассажиров, сохранности грузов и экономических показателей при эксплуатации ТС.
Формула для расчетов:
где Sдг — средний вес грузиков на грязном колесе Sдг1, Sдг2, Sдг3 — суммарный вес грузиков на грязном колесе с летней резиной Sдч — средний вес грузиков на чистом колесе Sдч1, Sдч2, Sдч3 — суммарный вес грузиков на чистом колесе с летней резиной