Опыт работы автора в вузовском музее показывает, что такой музей успешно выполняет важную воспитательную функцию, а также функции социализации и идентификации. При этом никто не отрицает тот факт, что университетские (или вузовские) музеи — музеи специфичные, со своими особенностями, характеристиками и методами показа. Но главнейшее назначение каждого типа музея — сохранение социокультурной памяти — реализовывается и в них. При этом вузовские музеи призваны не только обеспечивать наглядность преподавания, но в первую очередь выполнять научно-исследовательскую функцию, так как учебный процесс в университетах неразрывно связан с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов, а коллекции этих музеев имеют не только учебную, но и научную ценность [2, с. 56].
Не будем подвергать сомнению данное утверждение, но с течением времени научно-исследовательская функция в вузовском музее несколько редуцируется, удерживаясь прежде всего в музеях естественно-научного профиля. Что касается наглядности преподавания, то слишком уж много в этом плане у современного университетского музея развелось конкурентов, от Интернета до объемных изображений. Можно сколь угодно долго доказывать молодежи значимость подлинника и его приоритет в отношении достоверности, но делать это все труднее, а технологии шагают дальше, поражая интерактивом и трехмерностью (а порой и многомерностью).
Тем не менее в начале XXI века во многих университетах усиливается интерес к вузовскому музею, обращается внимание на способы репрезентации и музейные технологии, применяемые музеем. Музей вуза — это реализуемая музейными средствами летопись истории учебного заведения (или его подразделения), документирование становления, развития и деятельности научных направлений и школ, а также летопись культурной, воспитательной, спортивной, досуговой и творческой жизни вуза. Эта летопись пишется, фиксируется, транслируется, сохраняется и передается последующим поколениям преподавателей и студентов, при этом своим содержанием формирует чувство преемственности, причастности к своей альма-матер.