По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние вузовского музея на формирование идентичности студентов: постановка проблемы

Калита Светлана Павловна директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре и образовании Российского университета дружбы народов (РУДН), доцент кафедры теории и истории культуры РУДН, кандидат культурологии, доцент Россия, 125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11. E-mail: sve-kalita@yandex.ru

Одной из важных институций, обеспечивающих формирование гражданской и национальной идентичности, являются музеи. Причем музеи любого профиля, не только исторические, поскольку даже технические, художественные и естественно-научные музеи своими средствами и профильными особенностями также способствуют трансляции и сохранению социокультурного опыта и, следовательно, формированию идентичности. В контексте сказанного можно заметить, что и вузовские музеи также могут выступать важным инструментом в формировании идентичности. Тем более что преобладающая часть посетителей вузовских музеев — это студенты, молодежь, люди, решающие самые разнообразные вопросы, в том числе вопросы, связанные с возрастной, профессиональной и подчас цивилизационной идентичностью. И вузовский музей порой может способствовать поиску важных смыслов, связанных с жизненными и идентификационными проблемами.

Литература:

1. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М., 2000.

2. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. — М., 2001.

Опыт работы автора в вузовском музее показывает, что такой музей успешно выполняет важную воспитательную функцию, а также функции социализации и идентификации. При этом никто не отрицает тот факт, что университетские (или вузовские) музеи — музеи специфичные, со своими особенностями, характеристиками и методами показа. Но главнейшее назначение каждого типа музея — сохранение социокультурной памяти — реализовывается и в них. При этом вузовские музеи призваны не только обеспечивать наглядность преподавания, но в первую очередь выполнять научно-исследовательскую функцию, так как учебный процесс в университетах неразрывно связан с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов, а коллекции этих музеев имеют не только учебную, но и научную ценность [2, с. 56].

Не будем подвергать сомнению данное утверждение, но с течением времени научно-исследовательская функция в вузовском музее несколько редуцируется, удерживаясь прежде всего в музеях естественно-научного профиля. Что касается наглядности преподавания, то слишком уж много в этом плане у современного университетского музея развелось конкурентов, от Интернета до объемных изображений. Можно сколь угодно долго доказывать молодежи значимость подлинника и его приоритет в отношении достоверности, но делать это все труднее, а технологии шагают дальше, поражая интерактивом и трехмерностью (а порой и многомерностью).

Тем не менее в начале XXI века во многих университетах усиливается интерес к вузовскому музею, обращается внимание на способы репрезентации и музейные технологии, применяемые музеем. Музей вуза — это реализуемая музейными средствами летопись истории учебного заведения (или его подразделения), документирование становления, развития и деятельности научных направлений и школ, а также летопись культурной, воспитательной, спортивной, досуговой и творческой жизни вуза. Эта летопись пишется, фиксируется, транслируется, сохраняется и передается последующим поколениям преподавателей и студентов, при этом своим содержанием формирует чувство преемственности, причастности к своей альма-матер.

Для Цитирования:
Калита Светлана Павловна, Влияние вузовского музея на формирование идентичности студентов: постановка проблемы. Ученый совет. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: