Современная компания представляет собой целый комплекс совокупных элементов, которое оказывают непосредственное влияние на его финансово-экономическую деятельность. К таким элементам относят различные факторы внутренней и внешней среды. Ни одна компания не может существовать независимо от данных факторов, поскольку они во многом определяют характер деятельность самой компании, ее финансовое положение и успешность не только в пределах страны, но и на мировом рынке.
Для начала необходимо разобрать понятие «фактор», существует достаточно большое количество значений данного термина. Одни считают фактор движущей силой, другие воспринимают как совокупность явлений, оказывающих воздействие на объект или элементы, ряд причин, воздействующих на данный показатель [1].
В экономической литературе под фактором понимают совокупность экономических явлений и процессов, которые оказывают влияние на деятельность компании.
Факторы внешней среды — это совокупность факторов, которые образуются за пределами компании и являются независимыми, они формируют экономическую среду. Компания не может как-либо повлиять или изменить данные факторы.
Факторы внутренней среды — это те явления и процессы, которые образуются внутри компании и являются зависимыми от организации управления. На такие факторы компания может оказать влияние, изменить их и использовать в своих целях.
В экономической литературе внешние и внутренние факторы также носят название «объективные» или «экзогенные», а внутренние — «эндогенные».
Цель финансовых аналитиков, маркетологов и менеджеров компании как раз заключается в выявлении данных факторов, их анализе, оценке влияния и проведения мероприятий по устранению данных факторов, если они несут негативное влияние или, напротив, применить данные факторы для повышения эффективности деятельности компании, увеличения прибыли и рентабельности.
Основными признаками внешней среды, как показано на рис. 1, является динамика, неопределенность, сложность и взаимозависимость [2].