Дата поступления рукописи в редакцию: 11.09.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 15.09.2023.
Внешнеторговой политикой государства является комплекс мер, регулирующих развитие экспортоориентированного и импортозамещающего промышленного производства, активизирующих экспорт и сдерживающих импорт. Внешнеторговая политика (далее — ВТП) влияет и на развитие туризма. От комплекса мер внешнеторговой политики зависит активность компаний на том или ином географическом направлении. Государство в своих руках имеет мощный инструментарий, способный влиять как положительно, так и отрицательно на определенные направления и сектора.
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля. В зависимости от того, входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования, его ВТП может быть:
• Автономной (самостоятельной, односторонней).
• Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств).
• Автономно-конвенционной.
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы.
Внешнеторговая политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
• изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т. п.);
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Традиционными основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство (свободная торговля).
Протекционизм — это теория и практика регулирования государством внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции. Фритредерство — это политика невмешательства государства в международные отношения.