По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24; 339.97

Влияние валютных ограничений на эффективность реализации международных коммерческих сделок

Никулина О. В. д-р экон. наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО КубГУ, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149, E-mail: olgafinans@mail.ru
Краминская Л. С. магистрант 2-го курса экономического факультета, Кафедра мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО КубГУ, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149, E-mail: ludmilakraminskaya@mail.ru

В сложившихся условиях 2022 г. Российская Федерация подверглась сильному давлению со стороны недружественных государств, которые ввели многочисленные санкции. Финансовые санкции, направленные против российского банковского сектора, оказывают наиболее негативное воздействие. Меры, предпринятые Президентом РФ, Правительством РФ и Банком России, позволили достаточно быстро стабилизировать ситуацию. В статье рассмотрено влияние валютных ограничений на реализацию коммерческих сделок в нынешних условиях. Под влиянием санкций развивается использование новых платежных средств, переход на национальную валюту, выстраиваются новые схемы платежей между банками, соблюдаются новые положения при заключении коммерческих сделок.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 430-р [Электронный ресурс]. — URL:http://ivo.garant.ru/#/document/403615676/paragraph/1/doclist/7609/ showentries/0/highlight/№%20430%20от%2005.03.2022:0 (дата обращения: 26.11.2022).

2. Указ Президента РФ от 1 марта 2022 г. № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://ivo.garant.rU/#/document/403590982/ paragraph/1:0 (дата обращения: 26.11.2022).

3. Указ Президента РФ от 5 марта 2022 г. № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» [Электронный ресурс]. — URL:http://ivo.garant.ru/#/document/403615458/paragraph/1/doclist/7672/showentries/0/ highlight/указ%20от%205%20марта%202022%20года%20№%2095:0 (дата обращения: 26.11.2022).

4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [Электронный ресурс]. — URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12133556/paragraph/3/doclist/7519/showentries/0/highlight/173-фз%20от%20 10.12.2003:0 (дата обращения: 26.11.2022).

5. Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» [Электронный ресурс].— URL:http://ivo.garant.ru/#/document/71802720/paragraph/1/doclist/7526/ showentries/0/highlight/инструкция%20Банка%20России%20О%20порядке%20предоставления%20резидентами%20и%20нерезидентами%20уполномоченным%20банкам%20подтверждающих%20документов%20и%20информации%20при%20осуществлении%20валютных%20операций,%20о%20единых%20формах%20учета%20и%20отчетности%20по%20валютным%20операциям,%20порядке%20и%20сроках%20их%20 представления%20от%2016.08.2017%20№%20181-И.:0 (дата обращения: 26.11.2022).

6. Кочергин, Д. А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля // Russian Journal of Economics and Law.— 2022. — № 1.

7. Наточеева, H. H. Экономический суверенитет банковского сектора России в условиях геополитической напряженности // Банковское дело. — 2022. — № 6.

8. Усманова, К. Н. Российский опыт построения платежных систем: от переводного рубля к расчетам в национальных валютах стран СНГ и ЕАЭС // Финансовый бизнес. — 2021. — № 7.

1. Order of the Government of the Russian Federation of March 5, 2022 Nо. 430-r. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/403615676/paragraph/1/doclist/7609/showentries/0/ highlight/№%20430%20от%2005.03.2022: 0 (accessed: 11.26.2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 81 dated March 1, 2022 "On additional temporary economic measures to ensure the financial stability of the Russian Federation". Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/403590982/paragraph/1:0 (accessed: 26.11.2022).

3. Decree of the President of the Russian Federation No. 95 dated March 5, 2022 "On the temporary procedure for fulfilling obligations to Certain foreign creditors". Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/403615458/paragraph/1/doclist/7672/showentries/0/ highlight/указ%20ot%205%20mart%202022%20goda%20 No.%2095:0 (accessed: 26.11.2022).

4. Federal Law No. 173-FZ of December 10, 2003 "On Currency Regulation and Currency Control". Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/12133556/paragraph/3/doclist/7519/ showentries/0/highlight/173-фз%20от%2010.12.2003:0 (accessed: 26.11.2022).

5. Instruction of the Bank of Russia dated August 16, 2017 N 181-I "On the procedure for residents and non-residents to submit supporting documents and information to authorized banks when Carrying out foreign exchange transactions, on uniform forms of accounting and Reporting on foreign exchange transactions, the order and timing of their submission". Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/71802720/paragraph/1/doclist/7526/ showentries/0/highlight/инструкция%20Банка%20России%20О%20порядке%20предоставления%20резидентами%20и%20нерезидентами%20уполномоченным%20банкам%20подтверждающих%20документов%20и%20информации%20при%20осуществлении%20валютных%20операций,%20о%20единых%20формах%20учета%20и%20отчетности%20по%20валютным%20операциям,%20порядке%20и%20сроках%20их%20 представления%20от%2016.08.2017%20№%20181-И.: 0 (accessed: 26.11.2022).

6. Kochergin, D. A. Digital currencies of central banks: the experience of introducing the digital yuan and the development of the digital ruble concept. Russian Journal of Economics and Law. 2022, No. 1.

7. Natocheeva, H. H. Economic sovereignty of the banking sector of Russia in conditions ofgeopolitical tension. Banking. 2022, No. 6.

8. Usmanova, K. N. Russian experience in building payment systems: from the transferable ruble to settlements in national currencies of the CIS and EAEU countries. Financial Business. 2021, No. 7.

Глобальная напряженность в политических и экономических отношениях России с западными и некоторыми другими государствами в 2022 г. стала серьезным испытанием для российских компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Ввиду растущего ужесточения санкционных режимов иностранных государств, повышенного внимания со стороны иностранных контролирующих органов, а также активного развития ограничительных контрмер Российской Федерации контрагенты сталкиваются с трудностями при проведении коммерческих сделок.

Валютный контроль в РФ осуществляется на основании основных нормативных документов — Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Кроме того, в условиях нестабильной и быстро меняющейся политической и экономической ситуации в мировой экономике изданы различные правительственные постановления, регулирующие вопросы валютного контроля. В 2022 г. были изданы указы Президента Российской Федерации с корректировками действующих норм закона в связи с введенными санкциями.

В Закон № 173-ФЗ о валютном контроле от 01.01.2024 вносятся изменения Федеральным законом от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Некоторые новые положения о валютном регулировании и валютном контроле вступили в силу с 14.07.2022:

• Расширен перечень операций, которые могут быть осуществлены между резидентами. Разрешены операции, осуществляемые за пределами Российской Федерации, между филиалами медицинских организаций, расположенных за пределами Российской Федерации, и резидентами Российской Федерации (за исключением наличных расчетов с юридическими лицами-резидентами).

• Скорректирован порядок определения налогового органа по месту регистрации резидента. Если физическое лицо не имеет места жительства, прописки или недвижимости на территории Российской Федерации, то все документы о движении денежных средств по счетам в иностранных банках могут быть представлены в любой налоговый орган.

В ст. 1 Закона № 173-ФЗ определены понятия «валютные резиденты» и «валютные нерезиденты» (рис. 1).

Для эффективного регулирования необходимо следить за соблюдением установленных правил. Исторической основой механизма валютного контроля послужила инструкция Банка России и ГТК (ныне ФТС) от 12.10.1993 №19, которая заложила основы системы таможенного и банковского контроля, в которой ключевое значение принадлежит контрольным функциям уполномоченных банков и биржи обмена информацией между агентами и органами валютного контроля. С принятием Закона № 173-Ф3 и впоследствии структура механизма контроля существенно не изменилась (органы валютного контроля получили новые названия, расширился состав агентов) (рис. 2) [7].

Рис. 1. Субъекты валютных отношений

Рис. 2. Органы и агенты валютного контроля

Механизм основан на праве органов и агентов валютного контроля запрашивать у контролируемых лиц информацию, связанную с осуществлением валютных операций, в сочетании с обязательством последних предоставлять такую информацию (ст.23–24 173-Ф3). Механизм принуждения заложен положениями закона, обязывающего резидентов осуществлять валютные операции со средствами из источников, не предназначенных для зачисления на зарубежные счета, через счета в российских уполномоченных банках (ст. 14 173-Ф3) и предоставление уполномоченным банкам права требовать представления подтверждающих документов в качестве условия для проведения валютных операций, отказывать в этом в случаях непредставления или представления недостоверных документов (ст. 23 173-Ф3) [4].

Согласно инструкции Банка России от 16.06.2017 № 181-И, уполномоченные банки вправе требовать подтверждающие документы в качестве условия для выполнения поручений на списание средств с транзитного валютного счета юридического лица, расчетного счета юридического или физического лица (валютного или рублевого). На основе полученных документов уполномоченный банк формирует ведомость банковского контроля, которая содержит информацию о сумме платежей по договору и подтверждающие документы. Эта информация может быть запрошена органами валютного контроля для сравнения с имеющейся у них информацией об исполнении контракта; в свою очередь, уполномоченные банки могут свериться с данными органов валютного контроля для проверки подлинности подтверждающих документов [5].

Из-за действий недружественных иностранных государств, а также ведения информации о валютных операциях в 2022 г. были внесены некоторые коррективы в валютный контроль.

С 2 марта 2022 г. действует особый порядок проведения сделок с иностранными лицами. Для этих видов сделок необходимо получить специальное разрешение, которое выдается Правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями (табл. 1).

Разрешение Правительственной комиссии также требуется для оплаты акций, паев и депозитов в собственности компании-нерезидента. Запрещается выдавать наличные в долларах США, евро, фунтах стерлингов, японских иенах со счетов юридических лиц, за исключением командировочных расходов.

Если необходима командировка за границу, можно рассчитывать на командировочные расходы не более чем на 5000 долл. США. Валюту можно получить только через кассу банка, а сумма свыше 5000 должна быть согласована с Центральным банком.

Сделки с ценными бумагами могут осуществляться на организованных аукционах на основании разрешений, выданных Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации [2].

Для получения такого разрешения одному из участников сделки необходимо представить:

• заявление на получение разрешения (в нем должны быть указаны цель, предмет сделки, ее существенные и иные условия);

• документы, подтверждающие государственную регистрацию или учреждение заявителя;

• документ, удостоверяющий личность;

• учредительные документы;

• документ, содержащий сведения о бенефициарах и лице, осуществляющем контроль над сделкой, — лице иностранного государства, совершающем недружественные действия;

• бухгалтерский баланс резидента по состоянию на последнюю отчетную дату;

• информация о балансовой стоимости активов резидента по состоянию на последнюю отчетную дату.

Документы подаются на русском языке. Если оригиналы документов составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

Срок рассмотрения заявки и основание для принятия Правительством Российской Федерации положительного или отрицательного решения по результатам рассмотрения не установлены.

В настоящее время дальнейшая эффективная реализация коммерческих сделок во многом зависит от возможности перевода или получения средств из других государств, поскольку некоторые иностранные банки не разрешают осуществлять платежи в Россию.

Санкции, введенные Европейским союзом, Соединенными Штатами и Великобританией и в разной степени поддержавшими ограничения некоторыми и другими государствами в отношении российского банковского сектора, проявляются в том, что иностранные компании и граждане не осуществляют платежи через банки, перечисленные в санкционном списке, которые ограничивают активы этих компаний.

В качестве ответных мер правительством России было утверждено постановление от 05.03.2022 № 430 со списком стран, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, в который вошли: страны Европейского союза, США, Великобритания, Австралия, Албания, Андорра, Багамские Острова, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Япония, Швейцария, Украина, Сан-Марино, Тайвань (Китай), Северная Македония, Исландия, Республика Корея, Черногория.

Категория недружественных лиц включает любое физическое или юридическое лицо, связанное с недружественными иностранным государствам, в том числе: а) граждан таких государств; б) лиц, местом регистрации которых, приоритетным местом их экономической деятельности или приоритетным местом получения извлечения прибыли от деятельности является недружественное государство; в) российские лица, контролируемые такими недружественными иностранными лицами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности; г) дружественные иностранные лица, которые приобрели ценные бумаги и недвижимость у недружественных иностранных лиц после 22 февраля 2022 г. Это касается ситуаций, когда для отчуждения активов используется посредник [1].

С резидентами этих стран можно сотрудничать, но экспорт иностранной валюты запрещен, валютный контроль за сделками с представителями недружественных стран строгий, а закрытые границы делают логистику сложной и многоуровневой, что в конечном итоге влияет на цену продукта.

На осложнение реализации коммерческих сделок влияет решение Евросоюза отключить некоторые российские банки от международной платежной системы SWIFT.

Эти банки ограничены в доступе на международную арену и не могут своевременно и в полном объеме исполнять межграничные банковские операции с зарубежными государствами.

Отключение ряда банков от системы SWIFT грозит задержкой платежей, но при этом может стимулировать развитие внешней торговли в национальных валютах. Поэтому при заключении новых сделок с партнерами российские компании должны договориться о возможных условиях расчета в национальной валюте. Оплата валютой получателя может быть выгодной для обеих сторон, поскольку она позволяет избежать конвертации двойной валюты и экономит время.

Кроме того, многие российские банки имеют альтернативные каналы передачи электронных сообщений по финансовым операциям — Систему передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России и китайскую систему CIPS (Cross-border Interbank Payment System) [6, 8].

Так как коммерческие сделки подлежат валютному контролю, на учет в банке, открывшем валютный счет, необходимо ставить сделки с иностранными контрагентами, которые связаны:

• с экспортом и импортом товаров;

• с получением или предоставлением кредитов и займов;

• с выполнением работ (оказанием услуг), передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав;

• с продажей или покупкой в РФ и за ее пределами продовольствия, запасов и иных товаров для эксплуатации и техобслуживания транспорта в пути следования и в местах остановки;

• с передачей по договорам аренды или лизинга движимого и недвижимого имущества.

Валютный контроль устанавливает требования к сумме сделки в рублях. Следовательно, регистрации подлежат только: а) импортные контракты стоимостью 6 млн рублей и выше; б) экспортные контракты стоимостью 3 млн рублей и выше.

Согласно письму Банка России от 28 февраля 2022 г. № 019-12-4/1210, организация имеет право принимать платежи в иностранной валюте на счета, открытые в других банках, если в отношении банка, в котором был поставлен на учет валютный контракт компании, были введены антироссийские санкции.

Президент РФ в указе от 5 марта 2022 г. № 95 установил временный порядок исполнения обязательств перед зарубежными кредиторами из недружественных стран, который распространяется на: а) обязательства, превышающие 10 млн рублей в календарный месяц; б) обязательства, превышающие эквивалент указанной суммы (10 млн руб.) в валюте по официальному курсу ЦБ РФ, зафиксированному на 1-е число каждого месяца [3].

Для расчета по таким обязательствам резидент имеет право открыть счет в российском банке типа «С» на имя иностранной компании, после чего отечественная компания может перевести причитающуюся на этот счет сумму в рублях.

Режим банковского счета типа «С» установлен решением Совета директоров ЦБ РФ от 18.03.2022. Согласно указанному решению, с банковского счета типа «С» могут списываться денежные средства только в целях осуществления:

• уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

• переводов на покупку облигаций федерального займа, размещаемых Минфином России на аукционах;

• переводов на расчетные счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, предусмотренных разрешением;

• переводов при осуществлении иных операций, предусмотренных разрешением;

• переводов на банковские счета типа «С»;

• переводов на брокерские счета типа «С» и специальные брокерские счета типа «С», торговые банковские счета типа «С», клиринговые банковские счета типа «С»;

• уплаты комиссий уполномоченному банку, осуществляющему обслуживание по счету, брокеру, открывшему специальный брокерский счет типа «С», депозитарию, осуществляющему ведение счета депо типа «С», и иных комиссий, связанных с совершением сделок с ценными бумагами, зачисляемыми на счета депо типа «С»;

• переводов в пользу резидента при уплате неустойки (штрафа, пени) по операциям (сделкам), перечисленным в Указе Президента РФ № 95;

• возврата ошибочно зачисленных на банковский счет типа «С» денежных средств.

В 2022 г. были внесены изменения в валютное законодательство, направленные на корректировку отдельных положений, касающихся санкций, налагаемых на Российскую Федерацию (табл. 2).

При заключении сделки следует учитывать положения, которые защищают страны от колебаний курса — так называемую валютную оговорку при указании цены договора в иностранной валюте либо при установлении механизма ее расчета с привязкой к иностранной валюте.

Валютная оговорка может ограничивать курсовую разницу, например, путем включения минимального и максимального порога значений для валютного коридора или привязки к «безопасному» виду валют (китайский юань, дирхам ОАЭ, турецкая лира, российский рубль, казахстанский тенге и другие валюты) или к другим способам определения курса (золото, специальные права заимствования).

При реализованной сделке рекомендуется также по возможности пересмотреть договорную базу и перезаключить контракты в валютах, отличных от доллара США и евро.

При этом важно указать момент определения курса (конвертации) — на момент оплаты или при возникновении иных обстоятельств/условий.

Для защиты сторон от существенных курсовых отклонений (на 5–10 %) возможен пересмотр условий платежа или расторжение договора (эти оговорки учитываются судами при расчетах). Также есть возможность застраховать валютные риски.

В каждом случае рекомендуется согласовывать условия об оплате в иностранной валюте с банком, который будет обрабатывать соответствующий платеж.

До 31 декабря 2022 г. приостановлено проведение налоговыми органами проверок в отношении соблюдения валютного законодательства. Но есть исключения — нарушения по нормативным актам, принятым после 24 февраля 2022 г. и устанавливающим особый режим работы ввиду недружественных действий ряда иностранных государств.

В остальном меры за нарушения в сфере валютного законодательства определены ст. 15.25 КоАП РФ. Нарушители могут получить предупреждение, или штраф в размере установленной суммы, или процент от суммы незаконной транзакции.

Таким образом, с февраля 2022 г. произошло множество кардинальных изменений в отношении валютных операций, и этот процесс не прекращается. Санкции против России однозначно влияют на международные коммерческие сделки. В сложившихся условиях компаниям приходится пересматривать условия контракта с контрагентами, а с некоторыми из них — прекращать сотрудничество. Некоторые сделки являются спорными в соответствии с новыми правилами, и для заключения контракта с партнером из недружественной страны требуется одобрение правительства. Проводить валютные операции можно только через уполномоченные банки. Чем выше стоимость сделки, тем больше будет проводиться контрольных мероприятий. Несмотря на ряд заявлений об усилении роли национальной валюты в расчетах по внешнеторговым коммерческим сделкам, массовый переход на прямые расчеты в рублях произойдет еще очень нескоро, следовательно, в любой сделке будет использована валюта-посредник, а это дополнительные потери на конвертации. Однако в связи с введением санкций в 2022 г. валютный контроль проходит с некоторыми послаблениями.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: