Одним из основных факторов оценки состояния здоровья детей и подростков является степень их физического развития. При этом наиболее часто оцениваются рост и масса тела. Измерение роста дает представление о размерах организма, а в сочетании с массой тела и другими признаками указывает на пропорции тела. Определение массы тела является важным диагностическим и прогностическим фактором, позволяющим судить о состоянии здоровья и степени риска развития и течения различных заболеваний.
В настоящее время индекс массы тела (ИМТ) является ведущим комплексным показателем, отражающим два взаимосвязанных показателя — длину и массу тела. ИМТ, известный еще как индекс Кетле: был впервые предложен Adolphе Quetelet в XIX веке, как индекс веса отнесенного к росту. Ancel Keys (1950) впервые подробно исследовал этот показатель и назвал его индексом массы тела (body mass index). Основной особенностью этого индекса по сравнению с другими соотношениями — отсутствие корреляционной связи с массой тела.
У детей в связи с наличием возрастной корреляцией ИМТ использовался редко. Cole (1979) показал, что ИМТ у детей указывает вес для данного роста и возраста, поэтому может использоваться вместо весоростовых таблиц, устанавливающих вес для данного роста. С 1997 года ВОЗ рекомендовало использование ИМТ во всех возрастных группах. Несмотря на это, возрастные особенности ИМТ у детей до сих пор мало изучены, а ввиду отсутствия разработанных стандартов редко используются на практике. Существующая на сегодняшний день тенденция к возрастанию ожирения у детей и связанное с этим прогрессирование различных патологий требуют диагностики ИМТ [1].
Важнейшим инструментом первичного контроля состояния здоровья школьников служит индивидуальная и коллективная оценка роста и развития подрастающего поколения. Известно, что уровень физического развития детей и подростков — основной биологический индикатор влияния факторов образа жизни, окружающей среды и образовательных технологий на их здоровье. В то же время состояние окружающей среды в промышленных городах в последнее время изменяется не в лучшую сторону, что не может не сказываться на состоянии здоровья и, соответственно, темпах роста и развития детского населения. Анализ результатов мониторинга антропометрических характеристик школьников различного возраста свидетельствуют о неоднородных процессах роста и развития детей в разных регионах России.