По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48

Влияние цифровых потребительских привычек на управление инновациями в индустрии гостеприимства и туризма

Елена Юрьевна Никольская кандидат экономических наук, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, e-mail: nikolskaya@gmail.com, ORCID: 0000-0003-0972-1069
Екатерина Сергеевна Кваша факультет гостинично-ресторанной туристической и спортивной индустрии, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В.Плеханова», 117997, Россия, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36, e-mail: kvasha.yek@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5492-5258

Развитие высоких технологий является процессом, которым можно охарактеризовать как XXI век. Многие процессы жизни общества сегодня представлены в онлайн-формате, интернет-пространство стало площадкой для проведения многих базовых операций: осуществления транзакций, заключения сделок купли-продажи и т. д. Безусловно, цифровой прогресс оказывает значительное влияние и на туристскую отрасль, особенно на ее восстановление после потери клиентов из-за ограничений в связи с пандемией вируса COVID-19. В статье определены основные тренды в поведении потребителей после карантина как векторы развития деятельности индустрии гостеприимства и туризма по разработке маркетинговой концепции и укреплению доверия гостей с точки зрения мер безопасности. Авторами также рассматривается темп восстановления сферы туризма и гостеприимства после эпидемии коронавируса в 2020 г., выделены отечественные перспективные направления для отдыхающих и выявлено изменение отношения граждан к осуществлению поездок по родной стране. В статье проанализированы результаты исследования крупной туристической компании Amadeus по изучению мнения граждан о влиянии технологий на организацию путешествий по России и зарубежных туров, на основании которого авторами предлагаются наиболее подходящие информационные инструменты, не только являющиеся популярными среди потребителей и способные помочь туристским предприятиям привлечь больше гостей, а также облегчить туристам осуществление поездок, обеспечить безопасность в дороге и заручиться доверием потребителей, что положительно отразится на увеличении выручки компаний, потока клиентов и получении преимущества игроками российского рынка на международной арене.

Литература:

1. Gareev, R. R., Romanyuk, A. V. The system of indicators for assessing the effectiveness of the regions in the field of tourist services in Russia: Key problems and solutions // Journal of environmental management and tourism. — 2020. — Вып. 11 (6) — Рр. 1347–1367.

2. Kovalchuk, A. P., Nikolskaya, E. Yu., Miloradov, K. A. Environmental project management in the hospitality industry in Russia // Journal of environmental management and tourism.— 2021. — Вып. 12 (7). — С. 2018–2025.

3. Попов, Л. А., Ильина, Е. Л., Кошелева, А. И., Латкин, А. Н., Литвиненко, Т. В. Использование зарубежного опыта для успешного развития индустрии туризма и гостеприимства в России // Економiчна та соцiальна географiя. — 2014. — Вып. 2 (70). — С. 1456–1463.

4. Ежедневный всероссийский опрос «СПУТНИК» // ВЦИОМ [Электронный ресурс].— URL: https://ok.wciom.ru/research/vciom-sputnik (дата обращения: 15.01.2022).

5. Российские путешественники готовы использовать технологии для повышения уверенности и комфорта в поездках // Amadeus [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.aviaport.ru/digest/2021/10/22/694299.html (дата обращения: 17.01.2022).

6. Российские потребители электронной коммерции: новые потребительские привычки после перезагрузки // СКОЛКОВО [Электронный ресурс]. — URL: https://finance. skolkovo.ru/ru/sfice/research-reports (дата обращения: 16.01.2022).

7. Цифра в бизнесе — будущее сегодня // ВШЭ. Гостеприимство и туризм [Электронный ресурс]. — URL: https://digitalization.hse.ru/tourism (дата обращения: 15.01.2022).

1. Gareev, R. R., Romanyuk, A. V. The system of indicators for assessing the effectiveness of the regions in the field of tourist services in Russia: Key problems and solutions. Journal of environmental management and tourism. 2020. No. 11 (6). Pp. 1347–1367.

2. Kovalchuk, A. P., Nikolskaya, E. Yu., Miloradov, K. A. Environmental project management in the hospitality industry in Russia. Journal of environmental management and tourism. 2021. No. 12 (7). Pp. 2018–2025.

3. Popov, L. A., Il’ina, E. L., Kosheleva, A. I., Latkin, A. N., Litvinenko, T. V. Ispol’zovanie zarubezhnogo opyta dlya uspeshnogo razvitiya industrii turizma i gostepriimstva v Rossii [Using foreign experience for the successful development of the tourism and hospitality industry in Russia]. Ekonomichna ta social’na geografiya [Economic and social geography]. 2014. No. 2 (70). Pp. 1456–1463 (in Russian).

4. Daily all-Russian survey SPUTNIK. VTsIOM. Available at: https://ok.wciom.ru/research/ vciom-sputnik (accessed: 15.01.2022) (in Russian).

5. Russian travelers are ready to use technology to increase confidence and comfort while traveling. Amadeus. Available at: https://www.aviaport.ru/digest/2021/10/22/694299. html (accessed: 17.01.2022) (in Russian).

6. Russian e-commerce consumers: new consumer habits after the reboot. SKOLKOVO. Available at: https://finance.skolkovo.ru/ru/sfice/research-reports (accessed: 16.01.2022) (in Russian).

7. Digital in business is the future today. Higher School of Economics. Available at: https:// digitalization.hse.ru/tourism (accessed: 15.01.2022) (in Russian).

Для XXI века применимо понятие «информационное общество», так как с появлением и активным развитием высоких технологий люди начали проводить все больше времени в цифровом пространстве. Более того, почти вся экономическая сфера динамично функционирует с помощью глобальной сети: появилась электронная коммерция, которая подразумевает проведение маркетинговых компаний, транзакции и заключение сделок в интернете. Данный феномен значительно повлиял на формирование новых потребительских привычек. Соответственно, такая тенденция затронула бизнес-процессы в управлении индустрией гостеприимства и туризма. Электронная коммерция стала особенно актуальна с появлением различных ограничений в эпидемию вируса COVID-19.

Цель исследования заключается в выявлении информационных инструментов, которые будут пользоваться наибольшим успехом в управлении индустрией гостеприимства и туризма за счет соответствия спросу потребителей на основании их цифровых привычек.

Для наиболее емкого анализа необходимо обратить внимание на цифровые потребительские привычки, опираясь на которые, предприятие может сформировать наиболее успешную стратегию ведения деятельности. На основании исследования, поведенного Центром исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВОРЭШ, можно выделить следующие тренды, зародившееся в пандемию [6]:

1. Бережливость. В связи с тяжелой экономической ситуацией во время эпидемии коронавируса и снижением уровня доходов населения люди начали более осознанно относиться к своим деньгам. Вместо свободного распоряжения средствами в обществе наблюдается тенденция к их накоплению на случай критической ситуации. На данный момент россияне приобретают товары и услуги из необходимости, а не «для себя».

2. Лояльность предприятий. Важную роль продолжает играть система лояльности, в том числе акции и бонусы. Наибольшую роль они играют для более экономически уязвимых слоев населения (т. е. с низким уровнем дохода). Более того, второй тренд вытекает из первого, так как в связи со снижением дохода большинства россиян системы лояльности становятся еще более актуальными. Таким образом, гостиничному предприятию стоит не пренебрегать государственной программой туристического кешбэка и разработать моментальную систему лояльности для постояльцев, которые поспособствуют повторному посещению гостя.

Для Цитирования:
Елена Юрьевна Никольская, Екатерина Сергеевна Кваша, Влияние цифровых потребительских привычек на управление инновациями в индустрии гостеприимства и туризма. Гостиничное дело. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: