На современном этапе развития общества и общественных отношений человечество вступило в новую фазу своего развития, которую принято называть эпохой цифровизации. На этом этапе деятельность человека связана с созданием, переработкой и использованием информации и определенных знаний, представленных в цифровом виде. Сегодня большая часть занятого населения трансформируется из сферы производства традиционных видов товаров и услуг и участвует в процессах накопления, хранения, поиска, обработки, перераспределения информации, а продуктом потребления становится информация.
Цифровая экономика все в большей мере захватывает основные позиции во всех сферах общественной жизни, оказывая значительное влияние на рынок труда. Цифровизация экономической системы является основным направлением развития государства, экономики и общественных отношений, а цифровая экономика становится условием устойчивого развития общества и общественных отношений.
И этот процесс цифровизации оказывает влияние на систему образования, на формирование компетенций, так как меняется система мотивации человека к обучению, меняется организация труда. В систему современного образования необходимо внедрять новые технологии, как того требуют потребности общества, учить сегодня тому, что необходимо будет завтра [1–6]. Поэтому системе профессионального образования отводится ключевая роль, так как цифровизация образовательного процесса представляет собой встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой [1].
Несмотря на цифровую трансформацию образовательного процесса, изменение форм, методов обучения, компетенций, классическое фундаментальное образование остается важным для формирования современной системы профессионального образования. Образовательная траектория сегодня изменяется под влиянием внешней среды, под влиянием цифровой среды с учетом требований к новым профессиям, изменяются ценностные ориентиры людей, преобладает ориентированность на прикладные науки и практику. Профессии появляются быстрее, чем для них разрабатываются и формируются образовательные программы.