По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147; 004

Влияние цифровой образовательной среды на педагогический процесс в профессиональном образовании

Кочкорбаева Э.Ш. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, 010011, Республика Казахстан, Нур-Султан (Астана), просп. Женис, д. 62
Положенцева И.В. канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73, e-mail: vipperh@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности системы образования в условиях формирования цифровой экономики. Раскрывается сущность понятия цифровизации, информационно-коммуникационных технологий, а также результат их использования в педагогическом процессе. Выделены основные направления внедрения информационных технологий в систему образования, рассмотрены педагогические цели использования компьютерных технологий в процессе обучения.

Литература:

1. Бабкин А. В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А. В. Бабкин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2017. — №3. — С. 9–16.

2. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава. — М.: ВНИИ Геосистем, 2017. — 28 с.

3. Инновационное развитие профессионального образования: коллект. монография / А. М. Новиков [и др.]. — М.: Логос, 2012. — 339 с.

4. Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. — Режим доступа: https:// pedagogicheskaya.academic.ru/ 1241/ (дата обращения: 15.03.2018).

5. Касторнова В. А., Дмитриев Д.А. Информационно-образовательная среда как основа образовательного пространства // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2012. — №2 (18). — С. 83–90.

6. Кубрушко П.Ф., Лысенко Е. Е., Назарова Л.И. Модель смешанного обучения: организация педагогического процесса / П. Ф. Кубрушко // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — №5 (59). — С. 47–51.

7. Кубрушко П.Ф., Созинов С.В. Особенности организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения на основе сетевой технологии // Образование и наука. — 2006. — №1. С. — 67–72.

8. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.bcg.com/ru-ru/about/bcgreview/digitalization. aspx (дата обращения: 15.03.2018).

9. Развитие информационно-образовательной среды в организациях среднего профессионального образования: Теория и практика // Среднее профессиональное образование в информационном обществе: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 26 января 2017 г.). — Челябинск: Изд-во ЧИРПО, 2017. — 206 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А., Бухтеева Е.В. Проблема формирования компетенций методическими средствами в процессе обучения // Вестник РМАТ. — 2014. — №1. — С. 73–78.

На современном этапе развития общества и общественных отношений человечество вступило в новую фазу своего развития, которую принято называть эпохой цифровизации. На этом этапе деятельность человека связана с созданием, переработкой и использованием информации и определенных знаний, представленных в цифровом виде. Сегодня большая часть занятого населения трансформируется из сферы производства традиционных видов товаров и услуг и участвует в процессах накопления, хранения, поиска, обработки, перераспределения информации, а продуктом потребления становится информация.

Цифровая экономика все в большей мере захватывает основные позиции во всех сферах общественной жизни, оказывая значительное влияние на рынок труда. Цифровизация экономической системы является основным направлением развития государства, экономики и общественных отношений, а цифровая экономика становится условием устойчивого развития общества и общественных отношений.

И этот процесс цифровизации оказывает влияние на систему образования, на формирование компетенций, так как меняется система мотивации человека к обучению, меняется организация труда. В систему современного образования необходимо внедрять новые технологии, как того требуют потребности общества, учить сегодня тому, что необходимо будет завтра [1–6]. Поэтому системе профессионального образования отводится ключевая роль, так как цифровизация образовательного процесса представляет собой встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой [1].

Несмотря на цифровую трансформацию образовательного процесса, изменение форм, методов обучения, компетенций, классическое фундаментальное образование остается важным для формирования современной системы профессионального образования. Образовательная траектория сегодня изменяется под влиянием внешней среды, под влиянием цифровой среды с учетом требований к новым профессиям, изменяются ценностные ориентиры людей, преобладает ориентированность на прикладные науки и практику. Профессии появляются быстрее, чем для них разрабатываются и формируются образовательные программы.

Для Цитирования:
Кочкорбаева Э.Ш., Положенцева И.В., Влияние цифровой образовательной среды на педагогический процесс в профессиональном образовании. Главный механик. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: