По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2302-02

Влияние ценностных ориентаций на профессиональную самореализацию специалистов сестринского дела

Вечкина Людмила Анатольевна заведующая отделом профилактической дезинфекции, ГБУЗ «Пензенский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи», 440052, г. Пенза, ул. Куйбышева/Красная, 33а/23, e-mail: lvechkina@mail.ru

В статье обращается внимание на влияние ценностных ориентаций специалистов сестринского дела на отношение к миру, людям, профессии и профессиональной самореализации. Цель. Изучение системы ценностных ориентаций медицинских сестер. Результаты. Незначительная выраженность ценностей профессиональной самореализации респондентов (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) может указывать на профессиональное неблагополучие и требует рассмотрения в соотношении с другими психологическими характеристиками медицинских сестер в профессиональной деятельности. Заключение. Определение системы ценностей для каждого отдельно взятого респондента позволяет оценить в дальнейшем его возможную профессиональную самореализацию.

Литература:

1. Григорьян М. Р. Системы мотивации персонала в медицинском учреждении /М. Р. Григорьян //Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 7; С. 35–38.

2. Дроздова Г. Ю. Проблемы мотивации трудовой деятельности медицинских сестер /Г. Ю. Дроздова //Главная медицинская сестра. — 2007. — № 1; С. 54–62.

3. Жаворонков Е. П. Факторы мотивации труда медицинских сестер в лечебно-профилактических учреждениях /Е. П. Жаворонков, Ю. О. Ким, Т. Г. Николаева, Н. В. Куликова //Медицина и образование в Сибири. — 2012. — № 2; С. 45–46.

4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность /Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999; С. 478.

5. Махаматова З. Х. Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности среднего медицинского персонала /З. Х. Махаматова, Г. А. Таджибаева, М. Х. Тешабаева, Д. К. Камалова //Молодой ученый. — 2014. — № 5; С. 148–150.

6. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учеб. Пособие /А. Л. Тертель. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006; С. 81.

1. Vasilyuk F. E. Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations) /F. E. Vasilyuk. — M.: 1984; p. 127. (In Russian)

2. Maslow A.G. Motivation and personality /Translation. from English. Tatlybaeva A.M. — St. Petersburg: Eurasia, 1999; p. 478. (In Russian)

3. Applied social psychology /Ed. A. N. Sukhov and A. A. Derkach. — M.: Publishing house «MODEK», 1998; pp. 499–503. (In Russian)

4. Psychological assistance and counseling in practical psychology /Ed. Dr. Psychol. sciences, prof., acad. BPA M. K. Tutushkina. — St. Petersburg: Publishing house «Didactics Plus», — 1998. — Part I. — ch. 5; p. 71. (In Russian)

5. Tertel A. L. Psychology. Course of lectures: textbook. Allowance /A. L. Tertel. — M.: TK Velby, Publishing House Prospekt, 2006; p. 81. (In Russian)

6. Frankl V. The search for the meaning of life and logotherapy /V. Frankl //Psychology of personality. Texts. — M.: MSU, 1982; pp. 118–126. (In Russian)

Ценности, по мнению ряда авторов, являются ядром любых личностных изменений, определяя, ради чего человек осознает, формулирует и формирует цели, добывает необходимую информацию и приобретает нужные навыки. Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет онтологическую основу личности. Отсутствие или неосознанность собственных ценностей ведет к иллюзорному, искаженному, а иногда и патологическому развитию личности.

По мнению профессора М. К. Тутушкиной (1998), человек, строящий свое поведение на основе ценностей, признает ценность себя и других, работает во благо здоровых систем, его деятельность носит проактивный характер, он помогает другим людям использовать и увеличивать их потенциал [4].

Личностные ценности включают в себя широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. В структуре зрелой личности ценности детерминируют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности. Эти жизненные цели и мотивы реализуются в потребностях, планах, программах поведения, действиях человека, деятельности [1].

По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Целью исследования стало изучение системы ценностных ориентаций медицинских сестер, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, к профессиональной деятельности.

Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека [3].

Для Цитирования:
Вечкина Людмила Анатольевна, Влияние ценностных ориентаций на профессиональную самореализацию специалистов сестринского дела. Медсестра. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: