Метаболический синдром (МС) представляет собой комплекс взаимосвязанных нарушений углеводного и жирового обмена, а также механизмов регуляции артериального давления и функции эндотелия, в основе которых лежит снижение чувствительности тканей к инсулину — инсулинорезистентность [4]. Нарушения и заболевания, объединенные рамками синдрома, будучи самостоятельными факторами риска формирования и прогрессирования атеросклеротических изменений, сочетаясь, в значительной мере ускоряют развитие сердечно-сосудистой патологии, которая, по оценкам ВОЗ, занимает первое место среди причин смертности в индустриально развитых странах. Эпидемиологические исследования выявили, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов с метаболическим синдромом в 2–3 раза выше, чем без такового [10].
При рассмотрении патогенетических механизмов развития МС авторы едины во мнении пускового фактора — инсулинорезистентности. Вместе с тем следует отметить и роль такого фундаментального процесса, определяющего конечную цель функционирования сердечно-сосудистой системы и играющего ключевую роль в трофическом обеспечении тканей и поддержании тканевого метаболизма, как микроциркуляция. Расстройства микрогемодинамики рассматриваются с позиций типических патологических процессов, и, по мнению многих авторов, в патогенезе МС им принадлежит важная роль [9].
К настоящему времени накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о принципиальной возможности и эффективности применения немедикаментозных технологий для коррекции микроциркуляторно-тканевых систем поддержания метаболизма. В этом плане все большее внимание специалистов привлекает метод транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС), отличающийся простотой применения и отсутствием зафиксированных значимых побочных эффектов. Лечебное воздействие ТМС объясняется такими эффектами, как увеличение локального кровотока; изменение заряда клеток, а также дисперсности коллоидов и проницаемости клеточных мембран; улучшение микроциркуляции за счет увеличения числа активно функционирующих капилляров на единицу объема ткани; стимуляция процессов репаративной регенерации тканей и их метаболизма; уменьшение вязкости крови; противовоспалительное и анальгезирующее действие; антидепрессивный и анксиолитический эффекты [5].