По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 671.39 DOI:10.33920/pro-2-2301-05

Влияние степени стандартизации на производственную технологичность деталей машин

Брылёв А. В. ст. преп., Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5 стр. 1, e-mail: brylew@mail.ru
Балашова Е. С. студентка, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5 стр. 1, e-mail: balashovabm13@gmail.com

В статье рассмотрено влияние степени стандартизации на технологичность деталей машин. Приведены способы оценки стандартизации изделий. Предложена методика повышения производственной технологичности путем увеличения числа стандартизованных конструктивных элементов.

Литература:

1. Амиров, Ю.Д. Технологичность конструкции изделия / Ю.Д. Амиров, Т. К. Алферова, П.Н. Волков и др. // Справочник. Под общ. ред. Ю.Д. Амирова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1990. — 768 с.

2. Базров, Б.М. Модульная технология в машиностроении / Б. М. Базров // М.: Машиностроение, 2001. — 368 с.

3. Базров, Б.М. Основы технологии машиностроения / Б.М. Базров // Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2005. — 736 с.

4. Базров, Б.М. Анализ коэффициентов технологичности конструктивного исполнения изделия / Б. М. Базров, А.А. Троицкий // Наукоемкие технологии в машиностроении. — 2018. — №7. — С. 23–26.

5. Базров. Б. М. Анализ метода оценки технологичности конструкции изделия как предмета производства / Б.М. Базров, А.А. Троицкий // Справочник. Инженерный журнал. — 2017. — №4 (241). — С. 39–43.

6. Базров, Б. М. Метод расчета уровня технологичности конструкции изделия / Б.М. Базров, А.А. Троицкий // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2019. — №1. — С. 98–102.

7. Борисов, В. М. Оценка уровня стандартизации и унификации изделий машиностроения /В. М. Борисов, С. Б. Борисов // Вестник технологического университета. — 2016. —Т. 19. — №3. — С. 93–94.

8. Глухов, В. И. Классификация геометрических величин с учетом служебного назначения элементов деталей / В.И. Глухов, Ю. Е. Гребенщикова // Омский научный вестник. — 2009. — №1. — С. 158–161.

9. Говорков, А.С. Анализ технологичности изделия авиационной техники на основе информационного образа изделия / А. С. Говорков, Р.Х. Ахатов // Механика и машиностроение. — 2011. — С. 285–292.

10. Иноземцев, А. Н. Автоматизация оперативного управления процессом квалиметрической оценки технологичности деталей машин при проектировании / А.Н. Иноземцев, Д.И. Троицкий, М. В. Креслинь // Известия ТулГУ. Технические науки. — 2012. — Вып. 1. — С. 418–428.

11. Мартишкин, В. В. Управление качеством технических изделий на стадиях проектирования / В.В. Мартишкин // Известия МГТУ «МАМИ». — 2012. — №1 (13). — С. 174–180.

12. Пышко, Е.Ю. Стандартизация деталей для производства / Е.Ю. Пышко, Ж.В. Кумова // ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет». Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — С. 61–65.

13. Ямникова, О.А. Оценка технологичности детали типа «корпус». Теории и технологии в металлургии и металлообработке / О.А. Ямникова, А.И. Холманов, Ю. В. Французова // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. — С. 99–103.

14. ГОСТ 14.201–83. Обеспечение технологичности конструкции изделий.

15. ГОСТ 14.205–83. Технологичность конструкции изделий.

Машиностроение в России остается ключевой отраслью промышленности несмотря на внешнеполитические ограничения. В условиях нестабильной экономической обстановки возникла потребность перехода к максимальному уровню импортозамещения в машиностроительном производстве. На первый взгляд, увеличение объема, разнообразия выпускаемой продукции неизбежно и будет необходимо для поддержания конкурентоспособности отрасли. Ситуация, сложившаяся в стране, подтверждает тенденцию к развитию многономенклатурного разносерийного производства, выявленную Базровым Б.М. еще в начале века [3].

Базров Б. М. предположил, что подобные решения потребуют дополнительных средств технологического обеспечения (технологических процессов, оборудования, оснастки), а также снизят эффективность производства [3]. Для сохранения качества при требуемом объеме выпускаемых изделий автором предложено свести их разнообразие к минимуму. Преимуществами данного метода являются увеличение серийности и снижение себестоимости изготовления изделий.

Однако сокращение номенклатуры может вызвать противоречие между производителем и потребителем. При наличии особых требований заказчика изделие, наиболее подходящее из стандартных, не сможет учесть все условия эксплуатации. Более того, эффективность подобранного изделия будет значительно ниже специально спроектированного.

Современное производство становится гибким, т. е. «ориентируется на индивидуальные запросы потребителей, на небольшие по объему рынки сбыта, на отдельные ниши рынка». На государственном уровне для решения данной проблемы ключевым является критерий наименьших суммарных затрат [3].

Повышение технологичности [15] остается основной целью машиностроительных предприятий, а изменяющиеся условия производства только корректируют задачи и способы достижения цели. При выборе или разработке методик повышения производственной технологичности [15], как правило, предприятия опираются на собственные стандарты, технические возможности и опыт.

Для Цитирования:
Брылёв А. В., Балашова Е. С., Влияние степени стандартизации на производственную технологичность деталей машин. Главный механик. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: