По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Как СВО влияет на Россию: внешний образ

Влияние специальной военной операции на внешний образ России

Гореликов Всеволод Александрович бакалавр факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова, магистрант факультета международных отношений ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1, e-mail: user558992@mail.ru

Актуальность темы обусловливается современными геополитическими реалиями, необходимостью защитить русскоязычное население на территории Украины и остановить героизацию нацизма. Также актуальность обусловливается растущими империалистическими амбициями США и НАТО, высокой ролью так называемых горячих точек на карте мира, имеющих долгую историю региональных конфликтов, которые продолжаются при положительной динамике либо подвергаются процессу расконсервации силами коллективного Запада с целью дестабилизировать геополитическую ситуацию в мире, в частности у границ стран, которые были объявлены стратегическими противниками Соединённых Штатов Америки. В современном мире, который характеризуется глобальным противостоянием так называемого русского мира и так называемого коллективного Запада, как никогда важно понимать происходящие на мировой арене события, вникать в суть сложных политических, социальных, экономических и иных механизмов влияния. В работе будут рассмотрены такие моменты, как распространение дезинформации коллективным Западом во главе с Вашингтоном, информационное противостояние Российской Федерации и коллективного Запада, охарактеризована специфика предоставления достоверной информации по СВО и формирование внешнего облика РФ. Также представляет интерес роль доктрины управляемого хаоса.

Литература:

1. Введение в прикладной анализ международных ситуаций. 2-е изд./под ред. Шаклеиной Т. А. — М.: Аспект-Пресс, 2017. — 288 с.

2. Карякин В. В., Козин В. П. Военная политика и стратегия США в геополитической динамике XXI века: монография. — М.: Граница, 2014. — 368 с.

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М.: Международные отношения, 1999. — 256 с.

4. Копылов А. М. Современная стратегия национальной безопасности США: концепции и политическая практика. — М.: ВАГШ, 2009. — 255 с.

5. Кременюк В. А. Международные конфликты: проблемы управления и контроля. — М.: ИСКРАН, 2006. — 121 с.

6. Сушенцов А. А. Очерки политики США в региональных конфликтах 2000-х годов/А. А. Сушенцов; отв. ред. Богатуров А. Д. — М.: МГИМО-Университет, 2015. — 249 с.

Начать следует с обоснования актуальности проблематики. Информационное пространство сегодня является полноценной площадкой для противоборства наряду с военными действиями на суше, в небе и на море [1]. Хоть по сути своей дезинформация, военная пропаганда, различные методы психологического давления и психологические манипуляции, а также иные инструменты информационной войны не являются чем-то принципиально новым, однако именно активное развитие информационно-коммуникационных технологий позволило данному виду противостояния выйти на качественно-новый уровень.

Следует также отметить сопряженность проблемы формирования внешнего образа Российской Федерации в условиях СВО с информационной безопасностью РФ, а именно важность в данном контексте доктрины информационной безопасности РФ от 2016 г., где сказано: «Информационная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз…», где под информационной угрозой понимается «совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере». Осознание актуальности и важности указанного документа сегодня является важным фактором в выстраивании информационной защиты от атак так называемого коллективного Запада во главе с США.

Фактически информационное противостояние между Россией и Западом не заканчивалось с момента начала холодной войны в 1945 г., а просто-напросто переживало динамику интенсивности, резко качественно изменившись в 2014 г. после присоединения Крыма путём свободного народного волеизъявления через мирный референдум 2014 г., была развёрнута антироссийская пропаганда, которая после 24 февраля 2022 г. стала носить беспрецедентный по своему лицемерию, лживости и русофобии характер [2]. Данная русофобская истерия и политическая шизофрения направлена, в первую очередь, на демонизацию нашей страны и расчеловечивание наших граждан и защитников, колоссальные усилия западных стран направлены на отмену России [3].

Противоборство стран Запада с нашей страной развёрнуто преимущественно в Интернете, который рассматривается западными специалистами в качестве основного инструмента гибридной войны против России, технология Интернета рассматривается ими в качестве составной части военного потенциала, имеющей наступательный характер.

Важно отметить взвешенность, грамотность и достоверность риторики, в первую очередь, пресс-центра МИД РФ, а также российских государственных СМИ. Российские средства массовой информации и департамент печати МИД трудится, не покладая рук, чтобы в условиях специальной военной операции объяснять происходящие события не только гражданам России, но и жителям зарубежных стран, выпуская статьи на самых разных языках мира, при этом жестко контрастируя с западными новостными агентствами, которые ежедневно, в конвейерном режиме выпускают фейки, а проще говоря откровенную дезинформацию, сознательно искажая образ России в информационном пространстве, преимущественно в европейском. Необходимо также подчеркнуть в целом значимость публичной дипломатии, в особенности государственные пресс-конференции, правительственные поездки, встречи на высшем уровне.

Характер работы российских информационных специалистов преимущественно разъяснительный, поскольку нашей страной осознаётся необходимость выстраивания обороны в рамках информационной безопасности в условиях беспрецедентного дискредитационного и расистского воздействия на нашу страну.

Видится правильным и необходимым дальнейшая разъяснительная работа по позиции России, по обоснованию происходящих событий, а также выстраивание исторических логических цепочек. В противостоянии с теми, кто активно желает и пытается всё забыть, важно, вопреки всему, помнить. Несмотря на непрекращающиеся попытки со стороны коллективного Запада погрузить мир в военную истерию, необходимо развивать культурное, научное, спортивное сотрудничество между Россией и дружественными странами. В мире набирает обороты дедолларизация, очевидно желание многих стран участвовать в формировании мира без западной гегемонии, построенной на неких правилах, а с приматом международного права — и взаимного уважения.

Формирование образа России в условиях проведения специальной военной операции — крайне непростая задача, поскольку она переплетается с информационным противостоянием России и Запада, ведь, надо отметить, именно Запад выступает за затягивание конфликта на Украине.

Проводить разъяснительную работу на мировой арене со стороны Российской Федерации также считается необходимым не только исходя из информационной блокады, которую установил Запад. Имеется в виду монополия США на мировые СМИ, что даёт им возможность диктовать свою идеологическую повестку своим гражданам и за рубеж. Это является целесообразным также для купирования угроз латентных конфликтов по всему миру, ведь не секрет, что события на Украине сегодня играют на руку США и их союзников, а также соответствуют в полной мере амбициям США доминировать на мировой арене, в том числе через доктрину управляемого хаоса.

Итак, необходимо раскрыть и определить смысл, вложенный в понятие управляемого хаоса. Упорядоченность мировой политики, слаженность, идейность и исполнительность международных структур уходит в прошлое, поскольку характер современных международных отношений уже усложнился и продолжает стремительно усложняться, связи запутываются, стремительно возникают и столь же стремительно пропадают различные акторы международных отношений. Иными словами, мировая арена хаотизируется, превращается в кипящий кризисный котёл, состоящий из повсеместных политических, военных, экономических, социальных кризисов и точек напряженности, горячих точек [4].

Тезисно можно определить следующие характеристики миропорядка, рассматриваемого через призму данной доктрины, а также средства создания, собственно хаоса, на той или иной территории:

— великое число горячих точек и кризисных ситуаций международного характера на карте мира;

— механизм непредсказуемых, случайных и деструктивных трансформаций;

— непрекращающиеся изменения политической, экономической, военной, социальной политики в международном пространстве, т. е. политика должна быть в постоянном движении;

— содействие, поддержка и продвижение либеральной демократии;

— повышение качества жизни населения, прежде всего представителей элит;

— вытеснение традиционных ценностей;

— вытеснение идеологии;

— при наличии всего вышесказанного сохранение устойчивости системы международных отношений.

Следует отметить, что в отношении идеи управляемого хаоса в работе используется термин «доктрина» в основном при упоминании в контексте американской политики, поскольку он является ёмким, логически и стилистически удобным для толкования в рамках международных отношений, поскольку под доктриной понимается философская, политическая или правовая теория, концепция, система воззрений, в общем и целом, руководящий теоретический или политический принцип. В отличие же от понятий «концепция» и «теория», которые более нацелены на описание и объяснение какого-либо явления, процесса, доктрина имеет жесткий и даже наступательный характер, т. е. нацелена на распространение и насаждение какой-либо идеи с целью её применения.

Всё вышесказанное ведет к следующему умозаключению. Проводя специальную военную операцию, Российская Федерация не просто борется за жизни русских людей и тех, кто желает говорить на русском языке, Россия не просто борется с неонацистами и теми, кто занимается их героизацией. Наша страна не просто отстаивает принципы неделимости безопасности и недопущения создания потенциально опасных режимов у нас на границах. Наша страна в полной мере соперничает со странами коллективного Запада, нарушая их стратегию сетецентричной войны и планы в рамках доктрины управляемого хаоса. Россия этот хаос упорядочивает с помощью грамотной разъяснительной работы, руководствуясь гуманистическими принципами, а также, не уподобляясь низменности врага, наша страна всеми силами старается вывести мир на новый этап человеческого, социально-политического и экономического прогресса.

Безусловно, страны коллективного Запада очень хотели бы развязать полномасштабную мировую войну [5], желательно руками нашей страны или руками наших союзников, а потом замести за собой следы и остаться ни при чём. Но следует отметить, что весь цивилизованный мир и страны, которые не отказались от своего суверенитета в угоду неоколониальным взглядам [6] отдельных западных стран, понимают, что и по какой причине происходит.

Видится возможным сформулировать вывод, что специальная военная операция во многом пробудила нашу страну от некоего забытья и позволила нам выйти на качественно новый уровень развития, играть ведущую роль в формировании нового, справедливого и действительно демократичного глобального миропорядка, где уважается суверенитет государств, признаётся и соблюдается принцип неделимости безопасности.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено на безвозмездной основе.

Conflict of interest. The author declares no conflicts of interest.

Financing. The research was carried out free of charge.

Язык статьи:
Действия с выбранными: