Актуальность исследования социокультуральных характеристик больных стрессовыми психическими расстройствами обусловлена малой изученностью этой проблемы в условиях российской действительности, характеризующейся происшедшими в последнее десятилетие изменениями политической и социально-экономической систем. Столь радикальные перемены, потребовавшие от людей смены многих сложившихся стереотипов, убеждений, ценностных ориентаций, трансформировавшие всю структуру социальных связей, неминуемо сопровождались стрессогенным действием. Влияние социальных стрессов усугублялось социально-экономической нестабильностью в обществе, ухудшением материального положения большинства населения, его психологической неподготовленностью к жизни в новых условиях. Следствием данных процессов стало появление широкого круга нарушений психического здоровья, прямо либо опосредованно связанных со стрессом. Естественно, что возникновение и развитие этих заболеваний непосредственно зависит от разнообразных социокультуральных параметров, характеризующих личность, что требует их углубленного изучения.
Учитывая, что условия воспитания и психологического микроклимата в родительской семье являются основным психосоциальным фундаментом, определяющим в дальнейшем идентичность личности, уровень ее зрелости, стрессоустойчивости, эмоциональной адекватности, структуру мотивационно-поведенческой деятельности, в первую очередь, были изучены основные стратегии воспитания исследуемых больных в их родительских семьях (табл. 1).
Установлено, что самой распространенной (p < 0,05) стратегией воспитания в родительских семьях больных была авторитарная (доминантная) стратегия, базирующаяся на требовании беспрекословного подчинения старшим — 47 % всех пациентов. Такое воспитание деформировало личность ребенка, не учитывало его истинных потребностей, формировало субмиссивный поведенческий стереотип либо усиливало протестные эмансипационные тенденции. Все это затрудняло развитие адекватной самооценки и выработку позитивной Я-концепции, являющихся важным копинг-ресурсом человека, и приводило к формированию психологически уязвимой личности.