По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 159.99 DOI:10.33920/pol-01-2508-01

Влияние социальных институтов на формирование ценностного отношения к семье у детей и подростков

Световец Татьяна Евгеньевна заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства № 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 32 по Челябинской области, Россия, 454001, г. Челябинск, пр. Победы, д. 303, кор. № 2, E-mail: tanushin17@mail.ru
Слепухина Галина Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», Россия, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, E-mail: g.slepukhina@mail.ru

В статье рассматривается понятие ценностного отношения к семье, определяется значимость внимания к проблеме формирования отношения к семье как к ценности у детей и подростков. Анализируются особенности формирования ценностного отношения к семье на разных этапах онтогенеза. Особое внимание уделено роли семьи и образовательных организаций как ведущих социальных институтов, в которые включены дети и подростки, в формировании отношения к семье как к ценности.

Литература:

1. Андриенко, О. А. К проблеме ценностных оснований построения процесса воспитания в семье / О. А. Андриенко, Т. А. Безенкова, Г. В. Слепухина // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 1 (30). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-tsennostnyh-osnovaniy-postroeniya-protsessavospitaniya-v-semie (дата обращения: 25.06.2025).

2. Большакова, Н. Л. Деятельность социальных институтов в подготовке молодежи к семейной жизни / Н. А. Большакова // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 11. — С. 73–80.

3. Груздова, О. Г. Воспитание у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях общеобразовательной школы / О. Г. Груздова, Н. Э. Стенякова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2018. — № 4. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-tsennostnogootnosheniya-k-semie-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 25.06.2025).

4. Кондрашова, Н. В. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Кондрашова, М. В. Каргина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 15. — С. 2036–2040. — URL: http://e-koncept.ru/2016/96327.htm. (дата обращения: 25.06.2025).

5. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/92699/. (дата обращения: 25.06.2025).

6. Разбегаева, Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования / Л. П. Разбегаева. — Волгоград: Перемена, 2001. — 288 с.

7. Саржанова, Г. Б. Формирование ценностного отношения к семье в дошкольном и младшем школьном возрасте / Г. Б. Саржанова, А. Х. Кукубаева // Наука и реальность / Science & reality. — 2021. — № 1 (5). — С. 15–17.

8. Селезнева, Е. А. Анализ понятий семья и семейные ценности / Е. А. Селезнева // Проблемы современного образования. — 2021. — № 5. — С. 270–280.

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/102075/ (дата обращения: 25.06.2025).

10. Хорошилова, В. А. Психологические и педагогические риски формирования ценностного отношения современной молодежи к семье / В. А. Хорошилова, А. В. Гитман // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 37. — С. 206–210. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95664.htm. (дата обращения: 25.06.2025).

1. Andrienko O. A. K probleme tsennostnykh osnovanii postroeniia protsessa vospitaniia v semie [On the problem of value foundations in the process of upbringing in the family] / O. A. Andrienko, T. A. Bezenkova, G. V. Slepukhina // Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal [Baltic Humanitarian Journal]. — 2020. — No. 1 (30). — Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-tsennostnyh-osnovaniy-postroeniya-protsessa-vospitaniya-v-semie (accessed: 25.06.2025). (In Russ.)

2. Bolshakova N. L. Deiatelnost sotsialnykh institutov v podgotovke molodezhi k semeinoi zhizni [The activities of social institutions in preparing youth for family life] / N. A. Bolshakova // Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo [Social Policy and Social Partnership]. — 2020. — No. 11. — P. 73–80. (In Russ.)

3. Gruzdova O. G. Vospitanie u mladshikh shkolnikov tsennostnogo otnosheniia k semie v usloviiakh obshcheobrazovatelnoi shkoly [Fostering a value attitude towards family in younger schoolchildren in the conditions of general education school] / O. G. Gruzdova, N. E. Steniakova // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiia [World of Science. Pedagogy and Psychology]. — 2018. — No. 4. — Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-umladshih-shkolnikov-tsennostnogo-otnosheniya-k-semie-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (accessed: 25.06.2025). (In Russ.)

4. Kondrashova N. V. Formirovanie uvazhitelnogo otnosheniia i chuvstva prinadlezhnosti k svoei semie u detei starshego doshkolnogo vozrasta [Formation of respectful attitude and sense of belonging to one's family in older preschool children] / N. V. Kondrashova, M. V. Kargina // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal «Concept»]. — 2016. — Vol. 15. — P. 2036–2040. — Available at: http://e-koncept.ru/2016/96327.htm. (accessed: 25.06.2025). (In Russ.)

5. Concept of State Family Policy in the Russian Federation for the Period Until 2025 [Electronic Resource]. — Available at: http://government.ru/docs/all/92699/. (accessed: 25.06.2025). (In Russ.)

6. Razbegaeva L. P. Tsennostnye osnovaniia gumanitarnogo obrazovaniia [Value foundations of humanitarian education] / L. P. Razbegaeva. — Volgograd: Peremena, 2001. — 288 p. (In Russ.)

7. Sarzhanova G. B. Formirovanie tsennostnogo otnosheniia k semie v doshkolnom i mladshem shkolnom vozraste [Formation of a value attitude towards family in preschool and early school age] / G. B. Sarzhanova, A. Kh. Kukubaeva // Nauka i realnost [Science and Reality]. — 2021. — No. 1 (5). — P. 15–17. (In Russ.)

8. Selezneva E. A. Analiz poniatii semia i semeinye tsennosti [Analysis of the concepts of family and family values] / E. A. Selezneva // Problemy sovremennogo obrazovaniia [Problems of Modern Education]. — 2021. — No. 5. — P. 270–280. (In Russ.)

9. Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the Period Until 2025 [Electronic Resource]. — Available at: http://government.ru/docs/all/102075/ (accessed: 25.06.2025). (In Russ.)

10. Khoroshilova V. A. Psikhologicheskie i pedagogicheskie riski formirovaniia tsennostnogo otnosheniia sovremennoi molodezhi k semie [Psychological and pedagogical risks in forming a value attitude of modern youth towards family] / V. A. Khoroshilova, A. V. Gitman // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept» [Scientific and Methodological Electronic Journal «Concept»]. — 2015. — Vol. 37. — P. 2

Статья поступила 26.06.2025.

Статья подписана в печать 29.06.2025.

The article was received on 26.06.2025.

The article was signed for publication on 29.06.2025.

Социально-экономические условия и демографический кризис в России обусловили появление большого числа проблем в современной российской семье, которые проявляются в снижении ценности брака, увеличении возраста вступления в брак, высоком уровне разводов, большом количестве детей, рожденных вне брака и воспитывающихся одним родителем, снижению ценности родительства, неустойчивости семейной системы к действию различных стрессоров, преобладании профессиональнокарьерных ценностей над семейными, распространении разнообразных форм брака, в том числе гражданского и т. д. Восстановление полноценного образа семьи, семейных устоев, традиций и формирование ценностного отношения к семье у подрастающего поколения — одна из приоритетных задач, определенных в Концепции государственной семейной политики в России на период с 2014 до 2025 гг., в которой социальный институт семьи рассматривается как условие национальной безопасности государства [5]. Эта идея подкрепляется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 4002, в которой указывается, что защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в Российской Федерации напрямую связана с укреплением института семьи, сохранением традиционных семейных ценностей [9].

Изменение образа семьи, девальвация традиционных устоев и обычаев, ослабление воспитательной функции семьи оказывает существенное влияние на формирование семейных ценностей и ценностного отношения к семье у подрастающего поколения, которое составляет основу будущих семей. Поэтому в последние годы становится актуальной задача формирования у детей и подростков положительного отношения к созданию семьи, готовности к семейной жизни и рождению детей. А это значит, что должно быть определено содержание процесса воспитания с позиции ценностных отношений, определен круг ценностей и характер отношения человека к данным ценностям [1].

Для Цитирования:
Световец Татьяна Евгеньевна, Слепухина Галина Владимировна, Влияние социальных институтов на формирование ценностного отношения к семье у детей и подростков. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: