По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Влияние социальных факторов на психическое здоровье подростков

Касимова Лала Наримановна доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой психиатрии и медицинской психологии, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Нижний Новгород
Демчева Надежда Константиновна доктор медицинских наук, профессор, руководитель Лаборатории аналитической эпидемиологии Отдела эпидемиологических и организационных проблем психиатрии, ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: dnk1504@yandex.ru
Катерная Юлия Евгеньевна аспирант кафедры психиатрии и медицинской психологии, ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Нижний Новгород, e-mail: katernaya.yulia@gmail.com

Целью проведенного исследования было изучение влияния социальных факторов на развитие непсихотических психических расстройств среди подростков, никогда ранее не обращавшихся за психиатрической и наркологической помощью. Были обследованы 1137 школьников в возрасте 10–19 лет, обучавшихся в 7–11 классах, никогда ранее не обращавшихся за психиатрической помощью. Проведенное исследование показало, что на развитие психических расстройств в подростковом возрасте оказывали влияние неблагоприятные социальные и семейные факторы. Среди семейных факторов наибольшее значение имели конфликтные отношения в семье и физическое насилие, социально-дисгармоничные отношения со сверстниками и обучение в учебных заведениях, предъявляющих высокие требования к успеваемости.

Литература:

1. Александрова Н.А., Ошевский Д.С., Бадмаева В.Д., Шкитырь Е.Ю. Клинические, социальные и судебно-психиатрические аспекты противоправного поведения несовершеннолетних // Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы: XVI съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2015. – С. 816.

2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Состояние и проблемы здоровья подростков в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10–14.

3. Белов В.Г., Парфенов Ю.А., Калугин А.М., Кирьянов В.М. Невротическая симптоматика у подростков в позднем периоде после психической травмы, связанной с насилием в семье // Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. – № 4. – С. 7–11.

4. Булыгина В.Г., Белякова М.Ю., Абольян Л.В. Влияние семейной дисфункции на психофизическое развитие детей и подростков // ПФ. – 2013. – № 3. – С. 50–55.

5. Гончарова Г.Н., Ананьина Л.Е. Психическое здоровье подростков как государственная и социальная проблема // Научные труды SWORLD. – 2012. – № 14. – С. 69–73.

6. Городилова С.А. Индивидуальные особенности подростков с различными типами ориентации на мнение сверстников // Экономика образования. – 2015. – № 1. – С. 132–138.

7. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Личностные риски и социальные угрозы школьного насилия // ОмГУ. – 2015. – № 1. – С. 6–14.

8. Демчева Н.К., Яздовская А.В., Сидорюк О.В. и др. Эпидемиологические показатели и показатели деятельности психиатрических служб Российской Федерации (2005–2013 гг.): Статистический справочник; под ред. З.И. Кекелидзе и Б.А. Казаковцева. – М.: ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2015. – 572 с.

9. Егорова У.Г. Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков // Известия Самарского научного центра РАН. – 2013. – № 2–4. – С. 964–968.

10. Жигинас Н.В. Психическое здоровье подростков как социальная задача общества // Вестник ТГПУ. – 2015. – № 11. (164). – С. 100–103.

11. Казаковцев Б.А., Демчева Н.К., Михайлов В.И. Влияние социокультуральных факторов на психические расстройства больных, связанных со стрессом // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2015. – № 10. – С. 3–12.

12. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психическое здоровье детей и подростков в Российской Федерации в 2000–2012 годах // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2013. – № 4. – С. 10–19.

13. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психические расстройства в детском и подростковом возрасте у городских и сельских жителей Российской Федерации в 1991–2012 гг. (Эпидемиологическое исследование) // Журнал неврологии и психиатрии им. C.С. Корсакова. – 2014. – № 114. – С. 3–14.

14. Распространенность психических расстройств в населении Российской Федерации в 2011 году: Аналитический обзор. – М.: ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, 2014. – 43 с.

15. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 1. – С. 251–254.

16. Health Care Cost Institute. Children’s health care spending report: 2007–2010. – Washington, DC: Health Care Cost Institute, 2012.

Психические расстройства, по данным современных российских и зарубежных источников, имеют высокую распространенность среди школьников [7, 12, 13]. Высказывается точка зрения, что значительная часть подростков с данной патологией не попадает в поле зрения психиатра и не получает соответствующей медицинской помощи [2, 6, 14].

Многочисленные исследования посвящены факторам, способствующим развитию психических нарушений в данном возрасте и их предупреждению. Выявлено, что большое значение, кроме генетических и наследственных причин, имеют неблагоприятные социальные условия, в которых находится подросток. К ним относятся отношения в семье и доминирующие стратегии воспитания, общение со сверстниками, наличие социальных проблем [2, 10].

Значительная часть авторов отмечает, что наиболее часто неблагоприятная семейная обстановка приводит к развитию тревожных расстройств. Подчеркивается, что физическое насилие в семье, в особенности длительное, является причиной развития посттравматического стрессового расстройства в подростковом возрасте [3, 4].

Высказывается мнение, что отрицательно сказываются на психическом здоровье школьников стратегии воспитания, основанные исключительно на подчинении и соблюдении установленных правил, не допускающие самостоятельности в принятии решений [9, 11]. Подобная ситуация в семье способствует развитию дистресса и повышению уровня ситуационной тревоги, отрицательно сказывающихся на успеваемости и социализации подростка.

С точки зрения части авторов, наиболее сильно психическое здоровье школьников взаимосвязано с его непосредственным окружением, в особенности – взаимоотношениями со сверстниками. Отрицательную роль играет низкий социальный уровень ближайших друзей, их алкоголизация и нарушения поведения (вплоть до совершения противоправных действий). Конфликтные или формальные отношения, а также полное отсутствие общения с подростками своего возраста является как следствием психической патологии, так и фактором, способствующим ее развитию [6, 7].

Для Цитирования:
Касимова Лала Наримановна, Демчева Надежда Константиновна, Катерная Юлия Евгеньевна, Влияние социальных факторов на психическое здоровье подростков. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: