Психические расстройства, по данным современных российских и зарубежных источников, имеют высокую распространенность среди школьников [7, 12, 13]. Высказывается точка зрения, что значительная часть подростков с данной патологией не попадает в поле зрения психиатра и не получает соответствующей медицинской помощи [2, 6, 14].
Многочисленные исследования посвящены факторам, способствующим развитию психических нарушений в данном возрасте и их предупреждению. Выявлено, что большое значение, кроме генетических и наследственных причин, имеют неблагоприятные социальные условия, в которых находится подросток. К ним относятся отношения в семье и доминирующие стратегии воспитания, общение со сверстниками, наличие социальных проблем [2, 10].
Значительная часть авторов отмечает, что наиболее часто неблагоприятная семейная обстановка приводит к развитию тревожных расстройств. Подчеркивается, что физическое насилие в семье, в особенности длительное, является причиной развития посттравматического стрессового расстройства в подростковом возрасте [3, 4].
Высказывается мнение, что отрицательно сказываются на психическом здоровье школьников стратегии воспитания, основанные исключительно на подчинении и соблюдении установленных правил, не допускающие самостоятельности в принятии решений [9, 11]. Подобная ситуация в семье способствует развитию дистресса и повышению уровня ситуационной тревоги, отрицательно сказывающихся на успеваемости и социализации подростка.
С точки зрения части авторов, наиболее сильно психическое здоровье школьников взаимосвязано с его непосредственным окружением, в особенности – взаимоотношениями со сверстниками. Отрицательную роль играет низкий социальный уровень ближайших друзей, их алкоголизация и нарушения поведения (вплоть до совершения противоправных действий). Конфликтные или формальные отношения, а также полное отсутствие общения с подростками своего возраста является как следствием психической патологии, так и фактором, способствующим ее развитию [6, 7].