По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.44

Влияние социального и эмоционального интеллекта на профессиональные способности

Дудина А. В. преподаватель торгово-технологического отделения и отделения информационно-коммуникационных технологий, Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Пермь

В современной экономике высокий уровень социального и эмоционального интеллекта способствует успешности профессиональной деятельности во многих сферах: в медицине, образовании, в управлении персоналом и др. Развитый социальный и эмоциональный интеллект ассоциируется не только с успехами в карьере, но и со стрессоустойчивостью. Автор анализирует теоретические аспекты проблемы, выявляет их особенности у будущих специалистов-медиков и технологов.

Литература:

1. Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет исследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-intellekt-kak-predmetissledovaniya/viewer

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.

3. Антропов Л. К., Куликов В. Ю. Особенности эмоционального интеллекта у студентов с разным профессиональным образованием // Вестник психофизиологии. — 2015. — №1. — С. 93–96.

4. Руденко Г. Г., Сидорова В. Н., Сидоров Н. В. Опыт в сфере управления талантами: от микроуровня к глобальным курсам // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2018. — №1 (61). — С. 127–133.

5. Сидоров Н. В. Управление талантами в условиях инновационной экономики. — В сборнике: Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции по проблемам социальнотрудовых отношений. 15-е заседание. — ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»; Академия труда и занятости (Воронежское региональное отделение). — 2015. — С. 214–216.

6. Год личной эффективности. Межличностный интеллект. Продуктивно взаимодействую с другими. — Сборник. Электронная книга. Составление и оформление ООО «Смарт Ридинг», 2019. — 176 с.

7. Хэссон Д. Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники. — М.: Альпина Паблишер, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.livelib.ru/ selection/918017-emotsionalnyj-intellekt

8. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика. — 6-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 432 с.

9. Филин С. А., Сидоров Н. В. Анализ стимулирующих мотиваторов творческой деятельности персонала конкретной компании // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2021. — №6. — С. 54–63.

10. Дэвид С. Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни. — 4-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 304 с.

11. Мерсино Э. Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 352 с.

12. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к изменениям / под. ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Ин-т психологии РАН, 2009. — 176 с.

13. Великороссов В. В., Бутов А. В., Генкин Е. В., Гретченко А. А., Захаров А. К., Колесников А. В., Максимов М. И., Сидоров Н. В., Сидорова В. Н. Корпоративный менеджмент. — М.: КНОРУС, 2023. — 202 с.

Современная концепция управления человеческими ресурсами предполагает, что персонал является основным конкурентным преимуществом любой организации. Поэтому выявление особенностей социального и эмоционального интеллекта у работников и их влияние на профессиональные способности является сложной и значимой проблемой, что определяет актуальность выбранной темы. В частности, в настоящее время социальный и эмоциональный интеллект рассматриваются в качестве ведущих профессиональных свойств личности современного врача.

Социальный интеллект проявляется в способности выявлять существующие взаимозависимости и отношения в социальной сфере, которые образуются в условиях социального взаимодействия. Эмоциональный интеллект выражается в умении воспринимать эмоциональные проявления личности, а также управлять ими.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект в определенной степени является профессионально важным качеством для студентов медицинского колледжа, позитивно воздействуя на их будущую профессиональную деятельность. Это определяется тем, что их будущая профессия предполагает постоянные социальные контакты и социальное взаимодействие.

Ряд известных ученых-психологов исследовали феномен социального интеллекта.

Так, Г. Айзенк придерживался мнения, что «социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации»1 .

Г. Гарднер с позиции эмоционального интеллекта выделял внутриличностный интеллект, который им рассматривался, как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением»2.

Мэйер Д. и Сэловей П., которые в 1990 г. ввели в науку термин «эмоциональный интеллект», определяли его как «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других», а уже 1997 году Р. Бар-Он определил его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями»3.

Для Цитирования:
Дудина А. В., Влияние социального и эмоционального интеллекта на профессиональные способности. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: