Современная концепция управления человеческими ресурсами предполагает, что персонал является основным конкурентным преимуществом любой организации. Поэтому выявление особенностей социального и эмоционального интеллекта у работников и их влияние на профессиональные способности является сложной и значимой проблемой, что определяет актуальность выбранной темы. В частности, в настоящее время социальный и эмоциональный интеллект рассматриваются в качестве ведущих профессиональных свойств личности современного врача.
Социальный интеллект проявляется в способности выявлять существующие взаимозависимости и отношения в социальной сфере, которые образуются в условиях социального взаимодействия. Эмоциональный интеллект выражается в умении воспринимать эмоциональные проявления личности, а также управлять ими.
Следует отметить, что эмоциональный интеллект в определенной степени является профессионально важным качеством для студентов медицинского колледжа, позитивно воздействуя на их будущую профессиональную деятельность. Это определяется тем, что их будущая профессия предполагает постоянные социальные контакты и социальное взаимодействие.
Ряд известных ученых-психологов исследовали феномен социального интеллекта.
Так, Г. Айзенк придерживался мнения, что «социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации»1 .
Г. Гарднер с позиции эмоционального интеллекта выделял внутриличностный интеллект, который им рассматривался, как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением»2.
Мэйер Д. и Сэловей П., которые в 1990 г. ввели в науку термин «эмоциональный интеллект», определяли его как «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других», а уже 1997 году Р. Бар-Он определил его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями»3.