По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45:316.663.2 DOI:10.33920/pol-01-2201-02

Влияние социально-психологических явлений на безопасность организации

Сухов Анатолий Николаевич заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, д-р психол. наук, профессор, почетный работник высшего образования, РГУ имени С. А. Есенина, г. Рязань, 390000, ул. Свободы, д. 46, e-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru

В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы безопасности социальной организации, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию ее безопасности. В целом безопасность социальной организации складывается из безопасности различных ее структурных подсистем: экономической, социально-психологической и др. Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности персонала в сфере организационной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т. е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации. Профессиональная компетентность персонала в области обеспечения безопасности социальной организации представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию на основе устранения негативных явлений и использования возможностей развития организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, имиджа организации. В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности персонала в области безопасности социальной организации как базового условия ее обеспечения.

Литература:

1. Бодалев А. А., Сухов А. Н. Основы социально-психологической теории. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. Василенко А. Б., Проскурин С. А. Социальная безопасность. — М., 1998.

3. Гераськина М. Г. Развитие профессиональной компетентности персонала общеобразовательных учреждений в обеспечении личностной безопасности учащихся: дисс. … канд. психол. наук. — Тамбов, 2007.

4. Гончаренко Л. П. Экономическая и национальная безопасность: учебник /под ред. Л. П. Гончаренко. — М.: ЗАО «Экономика», 2015. — 543 с.

5. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. — М., 2003.

6. Донцов А. И. Корпоративная безопасность в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2011. — № 4. — С. 12–16.

7. Искендерова Ф. В. Системный подход в формировании корпоративной безопасности на предприятии: дисс. … д-ра филос. наук. — Усть-Каменогорск, 2013. — 153 с.

8. Кирьянова Е. Н. Риск и корпоративная безопасность // Психология и безопасность организации. — М., 1997.

9. Кравчук В. А. Основные подходы к безопасности предприятия и место в ней финансовой безопасности // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы VI Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 19 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (6). С. 369–373.

10. Левковец Н. П. Комплексная оценка корпоративной безопасности автотранспортного предприятия // Известия МГТУ. — 2013. — № 4 (18). — С. 306–312.

11. Оболонский Ю. В., Оболонская Н. Ю. Исследование феномена корпоративной безопасности организации // Экономические отношения. — 2015. — Т. 5, № 4. — С. 74–94.

12. Олейникова Е. А. Экономическая и национальная безопасность. — М.: Экзамен, 2017. — 766 с.

13. Панарин И. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. — 1995. — № 8. — С. 14–17.

14. Пацакула И. И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Рязань, 2001–26 с.

15. Рощин С. К., Сосин В. А. Психологическая безопасность: новый подход // Российский монитор. — 1995. — № 6. — С. 38–45.

16. Сухов А. Н., Гераськина М. Г. Социальная психология / под ред А. Н. Сухова. 8-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 367 с.

17. Сухов А. Н. Социальная конфликтология. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 255 с.

18. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. 2-е изд. — М., 2005.

19. Шаваев А. Т., Багаутдинов А. Т. Экономическая безопасность. — М.: Правовое просвещение, 2003. — 512 с.

20. Шершнев Л. И. Безопасность человека. — М., 1994.

1. Bodalev A. A., Sukhov A. N. Osnovy sotsialno-psikhologicheskoi teorii [Foundations of socio-psychological theory]. M.: International Pedagogical Academy, 1995. (In Russ.)

2. Vasilenko A. B., Proskurin S. A. Sotsialnaia bezopasnost [Social security]. M., 1998. (In Russ.)

3. Geraskina M. G. Razvitie professionalnoi kompetentnosti personala obshcheobrazovatelnykh uchrezhdenii v obespechenii lichnostnoi bezopasnosti uchashchikhsia [Development of professional competence of personnel of educational institutions in ensuring the personal safety of students]: thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology. Tambov, 2007. (In Russ.)

4. Goncharenko L. P. Ekonomicheskaia i natsionalnaia bezopasnost [Economic and national security]: textbook / ed. L. P. Goncharenko. M.: ZAO «Economics», 2015. — 543 p. (In Russ.)

5. Grachev G. V. Lichnost i obshchestvo: informatsionno-psikhologicheskaia bezopasnost i psikhologicheskaia zashchita [Personality and society: information and psychological security and psychological protection]. M., 2003. (In Russ.)

6. Dontsov A. I. Korporativnaia bezopasnost v usloviiakh globalizatsii [Corporate security in the context of globalization] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 14: Psikhologiia [Bulletin of the Moscow University. Series 14: Psychology]. 2011. No. 4. P. 12–16. (In Russ.)

7. Iskenderova F. V. Sistemnyi podkhod v formirovanii korporativnoi bezopasnosti na predpriiatii [A systematic approach to the formation of corporate security at the enterprise]: thesis for the degree of PhD in Philosophy. Ust-Kamenogorsk, 2013. — 153 p. (In Russ.)

8. Kirianova E. N. Risk i korporativnaia bezopasnost [Risk and corporate security] // Psikhologiia i bezopasnost organizatsii [Psychology and security of the organization]. M., 1997. (In Russ.)

9. Kravchuk V. A. Osnovnye podkhody k bezopasnosti predpriiatiia i mesto v nei fi nansovoi bezopasnosti [Basic approaches to enterprise security and the place of fi nancial security in it] // Innovative technologies in science and education: materials of the VI International scientifi c and practical conference (Cheboksary, June 19, 2016) / editorial board: O. N. Shirokov [et al.]. — Cheboksary: CNS «Interactive Plus», 2016. No. 2 (6). P. 369–373. (In Russ.)

10. Levkovets N. P. Kompleksnaia otsenka korporativnoi bezopasnosti avtotransportnogo predpriiatiia [Comprehensive assessment of corporate safety of a motor transport enterprise] // Izvestia MGTU [News of the MSTU]. 2013. No. 4 (18). P. 306–312. (In Russ.)

11. Obolonskii Iu. V., Obolonskaia N. Iu. Issledovanie fenomena korporativnoi bezopasnosti organizatsii [Research of the phenomenon of corporate security of an organization] // Ekonomicheskie otnosheniia [Economic relations]. 2015. Volume 5. No. 4. P. 74–94. (In Russ.)

12. Oleinikova E. A. Ekonomicheskaia i natsionalnaia bezopasnost [Economic and national security]. M.: Examination, 2017. — 766 p. (In Russ.)

13. Panarin I. Psikhologicheskaia bezopasnost voennosluzhashchikh [Psychological safety of military personnel] // Orientir [Landmark]. 1995. No. 8. P. 14–17. (In Russ.)

14. Patsakula I. I. Psikhologiia professionalnoi bezopasnosti sotrudnikov spetspodrazdelenii pravookhranitelnykh organov v ekstremalnykh usloviiakh deiatelnosti [Psychology of occupational safety of employees of special forces of law enforcement agencies in extreme conditions of activity]: author’s abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology. — Ryazan, 2001–26 p. (In Russ.)

15. Roshchin S. K., Sosin V. A. Psikhologicheskaia bezopasnost: novyi podkhod [Psychological safety: a new approach] // Rossiiskii monitor [Russian Monitor]. 1995. No. 6. P. 38–45. (In Russ.)

16. Sukhov A. N., Geraskina M. G. Sotsialnaia psikhologiia [Social psychology] / edited by A. N. Sukhov. 8th ed. revised and expanded. M.: UNITI–DANA, 2017. — 367 p. (In Russ.)

17. Sukhov A. N. Sotsialnaia konfl iktologiia [Social confl ict management]. M.: UNITI–DANA, 2017. — 255 p. (In Russ.)

18. Sukhov A. N. Sotsialnaia psikhologiia bezopasnosti [Social security psychology]. 2nd ed. M., 2005. (In Russ.)

19. Shavaev A. T., Bagautdinov A. T. Ekonomicheskaia bezopasnost [Economic security]. M.: Legal education, 2003. — 512 p. (In Russ.)

20. Shershnev L. I. Bezopasnost cheloveka [Human safety]. M., 1994. (In Russ

ВВЕДЕНИЕ

Социально-психологический аспект корпоративной безопасности отражает эффективность влияния на устойчивость (надежность) организации ее социально-психологических явлений: социальной безопасности, организационной культуры, социально-психологического климата, репутации, имиджа организации, организационных конфликтов, управленческого общения [18].

В свою очередь, устойчивость (надежность, эффективность) социальной организации отражает стабильность во времени структурных характеристик, в том числе социально-психологических явлений, различных видов ее безопасности. Он гармонизирует их, создает баланс и основу для безопасности организации. Отсюда следует, что актуальным направлением обеспечения социально-психологического аспекта безопасности различных видов организации является оптимизация этих явлений в позитивном плане.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Основными направлениями обеспечения безопасности различных видов организации являются:

1) повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности персонала в области безопасности как базового условия ее обеспечения;

2) профилактика и преодоление внешних и внутренних угроз корпоративной безопасности на основе антикризисного управления;

3) преодоление негативных социально-психологических явлений внутри организации;

4) урегулирование и разрешение организационных конфликтов;

5) развитие организационной культуры, репутации, имиджа, повышение социально-психологического климата социальной организации.

Каждый сотрудник социальной организации характеризуется наличием или отсутствием житейской или профессиональной компетентности в области безопасности.

В основе обеспечения корпоративной безопасности лежит ценностный подход, а именно: если для руководителя социальной организации безопасность является ценностью, то он применяет все меры для ее обеспечения, и наоборот.

Путями развития профессиональной компетентности персонала в обеспечении корпоративной безопасности являются учет передового опыта и развитие профессиональной компетентности персонала на основе специальной теоретической и практической подготовки.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности и готовности персонала социальных организаций к обеспечению корпоративной безопасности следует осуществлять в контексте повышения профессионализма персонала в этой сфере.

В этом контесте важным направлением является профилактика и преодоление негативных социально-психологических явлений в социальной организации.

Под негативными социально-психологическими явлениями в среде персонала понимаются такие социально-психологические явления, которые оказывают деструктивное влияние на эффективность организации.

Негативные социально-психологические явления среди персонала следует классифицировать по степени их устойчивости. В связи с этим различают динамичные, динамико-статичные и статичные явления. К первой группе относятся общение, деструктивные конфликты, слухи и т. д., ко второй — мнения, настроения, социальные ценности, а соответственно к третьей — субкультура, стратификация, традиции, обычаи, малые неформальные группы. Данные явления проявляются на различных уровнях: на уровне всей организации, групповом, межличностном и личностном уровнях.

Проявление тех или иных видов негативных социально-психологических явлений характеризуется определенными признаками, к которым относятся:

• скрытый и неофициальный характер их проявления;

• наличие лиц и малых групп, являющихся носителями негативных социально-психологических явлений;

• противодействие официально установленным правилам, требованиям руководства;

• наличие определенных ценностей, «понятий», традиций и норм поведения, т. е. контркультуры.

Главное отличие негативных социально-психологических явлений от позитивных состоит в том, что их носители противопоставляют личные, корыстные интересы основным требованиям, официальным правилам поведения, профессионально-этическим нормам и ценностям, организационной культуре, корпоративному кодексу.

Деятельность по преодолению негативных социально-психологических явлений — это система мер (управленческих, организационных, психолого-педагогических), направленных на выявление, профилактику и нейтрализацию причин, вызывающих их появление. Она является составной частью антикризисного управления.

Понятие «антикризисное управление» несет двоякий смысл, означая:

• собственно антикризисное управление, т. е. организации в обычных, некризисных условиях внешней среды;

• антикризисное управление организации в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Социально-психологический подход к пониманию антикризисного управления предполагает вычленение социально-психологический аспектов этого процесса, иначе говоря, социально-психологических явлений, выступающих в данном случае в качестве объекта управления. Это общее замечание.

Второе замечание связано с тем, что каждый из двух вариантов управления обладает своими особенностями. Собственно антикризисное управление имеет дело с социальнопсихологическими явлениями, внутренней среды организации: организационной культурой, климатом, репутацией, конфликтами и т. п. Второй вариант антикризисного управления осуществляться не может без учета социально-психологических явлений, функционирующих во внешней среде.

О выходе из кризиса можно судить только по объективным показателям: объему производства; уровню безработицы и потребительского спроса, продаж.

Анализ практики применения антикризисных мер позволяет вычленить их социально-психологические аспекты:

• преодоление недоверия вкладчиков к банковским структурам;

• нейтрализацию слухов, паники, социальных страхов;

• усилия по снятию социальной напряженности;

• значимость оздоровления деформированных ценностных основ функционирования финансовых и производственных структур.

Все это направлено на то, чтобы минимизировать возникновение новых мыльных пузырей, парализующих экономику, придать ей устойчивость.

Как показывает анализ практики, в одиночку социальным организациям непросто преодолевать внешние угрозы экономического порядка. В этой связи заслуживает внимания опыт поддержки со стороны государства.

Яркий пример социальной компетентности, позволившей США выйти из кризиса, — деятельность президента Ф. Рузвельта в период Великой депрессии.

Актуальность этого опыта только возрастает, особенно в условиях современных событий в США. Из истории надо извлекать максимум пользы.

Действительно, роль социальной политики в условиях кризиса переоценить трудно. От компетентности ее проведения зависит эффективность превенции массового кризиса. Неграмотное, безответственное или, что еще хуже, ангажированное осуществление социальной политики в этих условиях может привести к трансформации экономического кризиса в социальный. Это обстоятельство может быть использовано технологами цветных революций, что противоречит национальным интересам, безопасности практически любой страны, в том числе и России.

С точки зрения социально-психологического подхода сущность антикризисного управления состоит в изменении структуры и содержания деформированных ценностей, а не только в поиске конкретных виновников, хотя и это имеет немалое значение.

Что касается собственно антикризисного управления организациями, то оно не может быть оторвано от общих тенденций. В одиночку в условиях глобального кризиса не справиться.

Сущность собственно антикризисного управления состоит не только в принятии правовых и экономических мер, но и в преодолении негативных социально-психологических явлений. В данном случае имеется в виду оздоровление внутренней среды организации, в том числе в области [18] организационной культуры, социально-психологического климата, репутации и т. п.

Структура деятельности по преодолению негативных социально-психологических явлений состоит из следующих компонентов:

• субъектов деятельности;

• объекта;

• направлений деятельности, в которых необходимо осуществлять конкретные мероприятия по преодолению негативных социально-психологических явлений;

• методов и технологий, с помощью которых осуществляется деятельность;

• анализа результатов деятельности.

Деятельность по преодолению негативных социально-психологических явлений в среде персонала требует осуществления профилактических мер.

Для того чтобы обеспечить эффективную профилактику негативных социально-психологических явлений необходимо следующее:

• прогнозирование появления и распространения негативных социально-психологических явлений;

• предупреждающие меры по недопущению появления распространения негативных социально-психологических явлений.

Если говорить о прогнозировании негативных социально-психологических явлений, то прогноз бывает трех видов: долгосрочный, среднесрочный и кратковременный. Для построения этих прогнозов используются математические методы (экстраполяция, моделирование и т. д.), т. е. статистические данные (модели) о нарушениях обрабатываются посредством современных методик математикостатистического анализа, на основе которого выстраивается прогноз.

Анализ практики по преодолению негативных социально-психологических явлений позволяет сделать вывод о том, что она проводится без должного выяснения причин их возникновения.

Конкретная работа по профилактике негативных социально-психологических явлений должна вестись в таких направлениях, как профилактика конфликтов малых групп, профилактика злоупотреблений со стороны руководства, повышение репутации, оздоровление климата и пр.

Что же касается мероприятий, направленных на нейтрализацию негативных социально-психологических явлений, то в данном направлении всем субъектам деятельности по преодолению данных явлений необходимо проводить конкретную работу с различными категориями персонала (нарушителями дисциплины, склонных к аддиктивному поведению, с повышенной конфликтностью и т. д.), являющимися носителями негативных явлений.

Деятельность по нейтрализации негативных социально-психологических явлений затруднена. Причинами этих трудностей являются латентность негативных социально-психологических явлений, низкая социально-психологическая компетентность субъектов деятельности по нейтрализации негативных социально-психологических явлений.

Для эффективной работы по изучению причин, влияющих на возникновение и развитие негативных социально-психологических явлений, необходимо создать (если она не предусмотрена) в организации социально-психологическую службу. Данная служба должна координировать работу психологов и социальных работников, других отделов по выявлению и преодолению негативных социально-психологических явлений. В рамках данной службы также целесообразно рассмотреть вопрос о создании телефона доверия.

Главными направлениями деятельности социально-психологической службы должны стать следующие.

Во-первых, профессиональная ориентация и профессиональный отбор персонала, если он предусмотрен. К сожалению, эффективность профотбора будет оставаться на низком уровне до тех пор, пока не будут разработаны и внедрены профессиограммы и психограммы для различных специальностей. Несомненно, эффективная работа в данном направлении требует наличие конкурса.

Во-вторых, психологическая помощь в адаптации к условиям организации.

В-третьих, контроль за состоянием социально-психологического климата в организации.

В-четвертых, исследование микрогрупп в подразделениях и выявление среди них групп с отрицательной направленностью.

В-пятых, необходимо систематически изучать субкультуру персонала, его социальные ценности, представления, неформальные традиции, обычаи и совместно с руководителями проводить мероприятия по устранению причин, вызывающих появление данных негативных социально-психологических явлений.

В-шестых, необходимо проводить мониторинг общественного мнения и настроений персонала.

В-седьмых, осуществлять урегулирование конфликтов в социальной организации.

Одним из важных направлений обеспечения учреждений безопасности является практика урегулирования и разрешения организационных конфликтов.

Анализ практики показывает, что урегулирование конфликтов нередко приводит не просто к ошибкам, а непоправимым, порой необратимым последствиям. В связи с этим требуются соответствующие знания в виде самостоятельной компетентности. Конфликтологическая компетентность — это специальные знания о методах профилактики, урегулирования и разрешения различных видов конфликтов, при этом ведение переговоров довольно часто сопровождается возникновением кризисов. Это обстоятельство, в свою очередь, требует профилизации конфликтологической компетентности.

Антикризисная переговорная компетентность — это специальные знания о техниках предотвращения кризисов в переговорах.

Вообще, следует говорить о коммуникативной, перцептивной и интерактивной конфликтологической компетентности, при этом вопрос ставится не в теоретическом, а сугубо практическом плане. Иначе говоря, речь идет о массовом обучении овладению конфликтологической компетентностью.

В последнее время стало чрезвычайно модным выражение «управление конфликтами». Однако далеко не все знают истинный смысл этих слов. На самом деле они означают не урегулирование, а эскалацию конфликта, т. е. нечто противоположное тому, о чем хотят сказать авторы. За словосочетанием «управляемый конфликт» стоит крайне неприглядная, гибридная практика.

Механизм рассмотрения коллективных трудовых споров предусмотрен конвенцией Международной организации труда (МОТ). Работает он в развитых и развивающихся странах. В частности, конвенция МОТ «Коллективные переговоры» распространяется на все отрасли экономической деятельности и провозглашает принципы, нормы ведения свободных и добровольных переговоров в рамках примирительного или арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие.

К сожалению, зачастую руководители внутреннюю безопасность понимают весьма своеобразно — как необходимость установления тотальной слежки за членами организации, повального шпионажа, выискивания «врагов», нелояльных лиц, устранения групп недовольных и т. п.

Разумеется, организационная безопасность не только не исключает, но и предполагает меры по выявлению завербованных конкурентами членов организации, различных «диверсий» и т. д.

Между тем организационная безопасность направлена не только на нейтрализацию криминальных угроз (поборов, конфликтов), но и на обеспечение эффективного с экономической точки зрения функционирования организации, недопущение банкротства и распада при возникновении кризисных ситуаций.

В свою очередь, возникновение внутренних криминальных угроз и экономическая эффективность зависят от состояния самих социальных организаций, основу которого образуют социально-психологические явления: организационная культура, стиль управления и общения, деловое общение, конфликты, малые неформальные группы и т. д. Поэтому возникает необходимость изучения и управления социально-психологическими явлениями, влияющими на организационную безопасность.

Эффективность и безопасность социальной организации зависит от таких явлений, как:

• процесс стратегического целеполагания и планирования деятельности;

• содержание организационной культуры;

• социально-психологический климат;

• профессиональный отбор кадров, его аттестация и обучение;

• эффективность управленческой команды;

• оптимальность делового общения, информационных потоков;

• особенности неформальной структуры (малых групп);

• уровень конфликтности;

• развитие репутации, имиджа социальной организации.

Характеристика и технологии развития, а в необходимых случаях преодоление данных явлений раскрыты в учебном пособии «Социальная психология организации» (под ред. А. Н. Сухова. М., 2010).

ВЫВОДЫ

Итак, ясно, что организационная безопасность во многом зависит от учета и развития социально-психологических явлений, поэтому данному моменту нужно уделять первостепенное внимание.

Язык статьи:
Действия с выбранными: