По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-­2408-­06

Влияние содержания мотивационно-потребностной сферы медицинских сестер на эффективность профессионального общения

Байдулина Анастасия Александровна бакалавр 4-го курса направления подготовки «сестринское дело», ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: n.schitowa1998@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0163-8108
Семьдьянова Елена Игоревна бакалавр 4-го курса направления подготовки «сестринское дело», ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: alena.semdyanova@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0002-6504-0049

Высокий уровень профессионального общения обусловлен наличием в мотивационно-потребностном профиле личности медицинской сестры высоких показателей альтруизма, ориентации на свободу, принятия окружающих и потребности в общении. Цель. Определить влияние компонентов мотивационно-потребностного профиля медицинской сестры на эффективность её профессионального общения. Результаты. Определен комплекс методик для изучения мотивационно-потребностного профиля медицинской сестры; выявлены типичные профили потребностей и мотивов, доминирующих в трудовой деятельности сестринского персонала, исследована взаимосвязь между компонентами мотивационно-потребностного профиля и уровнем профессионального общения медицинской сестры. Заключение. Профессиональное общение медицинской сестры с пациентом обусловлено особенностями потребностно-мотивационного профиля личности медицинской сестры, элементами которого являются потребности в достижениях, в аффилиации, в общении, в познании и степени удовлетворённости.

Литература:

1. Александрова Н. В. Психофизиология профессиональной деятельности /Н.В. Александрова. — Омск: Изд-во ОмГА. — 2018; 164 с.

2. Токарева Ю.А. Мотивация трудовой деятельности персонала: комплексный подход /Ю.А. Токарева, Н. М. Глухенькая, А. Г. Токарев. — Шадринск: ШГПУ. — 2021; 216 с.

3. Шапиро С.А. Основы трудовой мотивации: учеб. пособие / С.А. Шапиро. — 3-е изд. перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2016. — 268 с.

1. Aleksandrova N.V. Psychophysiology of professional activity /N.V. Alexandrova. — Omsk: Omsk State University Publishing House. — 2018; 164 p. (In Russian)

2. Tokareva Yu.A. Motivation of personnel work activity: an integrated approach /Yu.A. Tokareva, N.M. Glukhenkaya, A.G. Tokarev. — Shadrinsk: ShGPU. — 2021; 216 p. (In Russian)

3. Shapiro S.A. Fundamentals of work motivation: textbook. allowance /S.A. Shapiro. — 3rd ed. reworked and additional — Moscow: KNORUS, 2016. — 268 p. (In Russian)

Повышение качества медицинского обслуживания населения предполагает совершенствование общения медицинской сестры с пациентом, которое само по себе имеет терапевтическое значение. Это, в свою очередь, требует совершенствования личностных характеристик медицинских сестер и обучения их психологии общения и взаимодействия с больным человеком и его родственниками. Имеются многочисленные публикации, показывающие, как особенности личности медицинской сестры влияют на общение и его терапевтический эффект [1, 2, 3].

Однако на сегодняшний день остается недостаточно исследованным вопрос о том, в какой мере особенности потребностно-мотивационной сферы медицинской сестры влияют на эффективность профессионального общения.

Целью исследования является определение влияния компонентов мотивационно-потребностного профиля медицинской сестры на эффективность её профессионального общения.

В работе использовались методы математико-статистического анализа, а также следующие методики:

— «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потёмкина);

— «Оценка потребности в одобрении» (Д. Краун, Д. Марлоу);

— «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиан);

— «Изучение потребности в достижении» (Ю.М. Орлов);

— «Изучение потребности в общении» (Ю. М. Орлов).

В исследовании принимали участие 48 специалистов сестринского дела клиник Самарского государственного медицинского университета.

Результаты исследования по методике О.Ф. Потёмкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», следующие установки личностей респондентов (табл. 1, рис. 1):

Таким образом, для респондентов характерными являются установки адекватные задачам профессионального общения ориентация на альтруизм и результат деятельности, т. е. помощь больному, облегчение его физических и психических страданий.

Кроме того, методика позволила выявить также социально-психологические установки (табл. 2, рис. 2):

Для Цитирования:
Байдулина Анастасия Александровна, Семьдьянова Елена Игоревна, Влияние содержания мотивационно-потребностной сферы медицинских сестер на эффективность профессионального общения. Медсестра. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: