По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+316

Влияние СМИ на формирование политической культуры и моделей политического участия российской молодежи

Владимир Иванович Филонов д-р ист. наук, заведующий кафедрой истории и международных отношений, Среднерусский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е-mail: filonovvi@mail.ru

Предметом статьи выступают основные элементы формирования политической культуры российской молодежи, что отражается на моделях ее участия в политической жизни общества. Автором определена функциональная специфика СМИ, влияющая на уровень политико-правового сознания молодого поколения. Актуализированы мероприятия, ориентированные на повышение уровня политической культуры современной молодежи, а также легальные формы ее общественно-политической активности.

Литература:

1. Дорохова Ю. В., Игнатова Т. В., Проказина Н. В. Молодежь Орловской области в 2015 году. Научное издание. Информационно-социологический бюллетень / под общ. ред. П. А. Меркулова. — Орел: Изд-во Орловского филиала РАНХиГС, 2015. — 72 с.

2. Карпенко О. М., Ламанов И. А. Молодежь в современном политическом процессе в России. — М., 2006. — 560 с.

3. Малик Е. Н. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации: автореф. дис…. канд. полит. наук / Орлов. регион. акад. гос. службы. — Орел, 2007.

4. Мельников А. В. Политическое участие молодежи: актуальные проблемы идентификации ценностных предпочтений // Среднерусский вестник общественных наук. — 2014. — № 3 (33). — с. 121–125.

5. Чекмарев Э. В., Дорофеева Е. С. Социально-национальное самосознание как стержень политической культуры молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2012. — № 1. — с. 226–231.

Современная российская молодежь находится в стадии своего становления и освоения новых социально-политических ролей. Политическая культура молодых граждан отражает характер и степень политического и гражданского развития данной личности и выступает как ценностное ядро общественной культуры. В данной связи проблема формирования механизма эффективной политической и гражданской культуры молодежи стала, пожалуй, одной из самых актуальных проблем современного общества, поскольку российская молодежь вступает в жизнь в весьма сложных и неопределенных условиях политического, социального, экономического и правового развития.

Сегодня большинству молодых граждан не хватает политических знаний и объективной информации для своего вклада в последовательный процесс демократизации российского общества. В условиях системной трансформации институтов социализации политическое сознание молодежи оказывается под влиянием различных политических сил, которые посредством деятельности в том числе институтов масс-медиа используют противоречивость и неустойчивость политических взглядов молодежи для формирования своего политического капитала и получения конкурентного преимущества.

В условиях глобализации СМИ сознательная политическая, социальная, экономическая и культурная ориентации и установки нового поколения в большой степени зависят от масс-медиа как основного института информационного просвещения. Нельзя не согласится с мнением отечественных исследователей, что «сегодня развивается процесс медиатизации повседневной жизни и массмедиа не просто проникли во все сферы жизни, но и играют все более важную роль в социализации молодежи, в то время как влияние традиционных институтов, таких как семья, образовательные учреждения, церковь, соседи, относительно снижается» [3, с. 112]. СМИ выступают неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение.

Если обратиться к данным социологических исследований, то, отвечая на вопрос «Из каких источников Вы получаете сведения о политике, государстве, обществе, происходящих событиях?», молодые граждане отдают предпочтение электронным видам СМИ [1, с. 50]:

Сегодня все чаще на практике масс-медиа широко используются методы подсознательного стимулирования, стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток «организованных» новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Культура новых СМИ предлагает, особенно молодым людям, многие другие сферы участия за пределами политики.

В результате в молодежной среде имеют место явления деформации нравственных чувств, распространение культа материальных ценностей, преобладание прагматичной расчетливости и символического проявления любви к родной земле и Отечеству, что негативно влияет на духовное и гражданское развитие молодежи. В то же время социально значимые качества, такие как ответственность, толерантность, правосознание и патриотизм, прививаются в молодежной среде достаточно сложно и не всегда целенаправленно.

Следует обратить внимание на некий рост индивидуалистических настроений у молодых людей и уклонение от коллективистских начал построения гражданского общества. Кроме того, молодые люди считают, что «выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью» лучше, чем «жить как все», — об этом заявили 60 % респондентов. При этом за последние 14 лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась.

Интересны суждения молодых людей в отношении к свободе: 66 % считают, что «свобода — это то, без чего жизнь теряет смысл». Правда, стоит отметить, что у молодых россиян несколько повысилась толерантность к несвободе: если ранее свобода была необходимым компонентом жизни для 71 % молодежи, то сейчас этот процент равен 66 % [4, с. 124].

Важно подчеркнуть, что в условиях реформирования и постреформирования различными политическими акторами, общественными организациями и объединениями предпринимаются попытки активизации политического сознания молодого поколения, используя возможности СМИ, иногда и манипулятивного значения. Однако «большинство институциональных структур не в состоянии заиметь идеологический авторитет среди молодежи» [2, c. 447].

Для ограничения деятельности СМИ по производству и распространению информации, направленной на манипуляцию политическим сознанием граждан и, что особенно важно, молодежи, «необходимо выполнить задачи по объединению усилий общества и государства в создании единой общенациональной идеологии» [7, c. 229]. Тогда молодежь, опираясь на прогрессивные СМИ, в большей степени сможет избежать проблем, возникающих в процессе ее политической социализации и интеграции в сферу о б щ е с т в е н н о - п о л и т ич е с к о й жизни.

Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу, что основными направлениями СМИ по обеспечению адекватной политической культуры молодых граждан должны стать:

  • достоверность, полнота, качественность и объективность информации о деятельности органов власти различных уровней и ветвей;
  • обеспечение обратной связи с аудиторией массмедиа благодаря информационным материалам в региональных и муниципальных СМИ;
  • равный доступ различных политических сил и институциональных структур гражданского общества, в том числе молодежного сегмента, к официальной информации.

В заключение следует отметить, что российское общество переживает трудности, и сейчас СМИ должны стать эффективным связующим звеном между народом и властью. В этом одинаково должны быть заинтересованы как властные структуры, так и граждане России.

Политическое образование и политическая культура молодежи во многом определяют ее возможность и способность к реализации своих гражданских прав. Политически культурного человека отличают четкие установки на политические институты и структуры, на нормативную систему, отдельные политические роли, на политических лидеров с учетом их рейтинга и авторитета. Такого человека характеризует устойчивая гражданская и моральная позиция, толерантная ориентация, сдержанность в поведении, непримиримость к агрессивному невежеству и экстремизму. Содержание и направленность этого процесса во многом определяют дальнейшее участие молодого поколения в преобразованиях и совершенствовании общественной системы России.

Язык статьи:
Действия с выбранными: