Актуальность темы. Продолжительность использования коров является важным хозяйственно полезным признаком, т. к. от нее зависят: количество полученной продукции, воспроизводство стада, а также уровень окупаемости затрат в молочном скотоводстве. За последние десятилетия в результате интенсификации молочного скотоводства и скрещивания отечественных пород с голштинской во многих регионах произошло значительное повышение удоя коров. Однако с ростом продуктивности животных при недостаточно сбалансированном кормлении увеличивается число коров, которых выбраковывают в ранний период лактации из-за нарушения обмена веществ, снижения воспроизводительной способности, болезней конечностей и др. При этом причиной ранней выбраковки высокопродуктивных коров часто является послеотельный стресс и связанной с ним патологией обмена веществ [1, 3].
В настоящее время в стране даже в лучших предприятиях возраст продуктивного использования коров составляет 2,5–3 отела, т. е. животные не доживают до возраста реализации пожизненного генетического потенциала молочной продуктивности. Для его реализации необходимо обеспечить соответствие рекомендуемым условиям кормления и содержания животных, регулярно проводить их диспансеризацию. При этом наряду с общепринятыми клиническими методами контроля обмена веществ следует использовать доступные, не требующие больших затрат, методы контроля оптимального здоровья коров. К ним относится оценка упитанности животных, которая подразумевает определение запасов депонированной энергии в виде подкожной жировой ткани. Упитанность коров изменяется на протяжении лактации. В ранний период лактации у коров отмечают отрицательный энергетический баланс, что часто может быть причиной тяжелых нарушений обмена веществ, снижения молочной продуктивности и таких патологий, как жировая дистрофия печени, кетоз и др., приводящих к выбытию животных [6, 8, 10].
На упитанность коров прежде всего влияет полноценное сбалансированное кормление. Оптимальные резервы в организме сухостойных коров к отелу – необходимое условие для максимального увеличения удоев в ранний период лактации [4, 5, 7, 9, 10].