Несмотря на достижения химио- и таргетной терапии, хирургия по-прежнему остается основным элементом в лечении рака ободочной и прямой кишки. В подавляющем большинстве случаев осложненных форм острого дивертикулита окончательным и радикальным решением также является резекция толстой кишки. Бактериальная флора желудочно-кишечного тракта (интестинальный микробиом) значительно повышает риск развития септических осложнений в колоректальной хирургии [1]. Раневая инфекция (surgical site infections, SSI) и недостаточность анастомозов (anastomotic leakage, AL) представляют собой специфические осложнения после резекции толстой кишки. Наиболее распространенным является SSI (20–40 %), а AL — более редким (4,5–11 %), но наиболее опасным осложнением для пациентов [2–4].
В недавно опубликованном проспективном многоцентровом исследовании, выполненном в Германии и включавшем 17 864 больных, перенесших операции по поводу рака прямой кишки с первичным анастомозом, частота AL составила 11,9 %. Вне всяких сомнений, AL является потенциально смертельным осложнением и оказывает негативное влияние на результаты комбинированного лечения пациентов в отношении рецидива болезни, летальности и долгосрочной выживаемости [5–7].
Во многих статьях и обзорах литературы описаны классические риски развития недостаточности анастомозов после оперативных вмешательств на толстой кишке, а также способы снижения этих рисков, в частности мобилизация левого угла ободочной кишки для уменьшения натяжения тканей в зоне анастомоза. Сохранение адекватного кровоснабжения приводящего и отводящего участков толстой кишки и наложение анастомозов циркулярными сшивающими аппаратами также являются стандартными методами профилактики недостаточности нового соустья [8–10].
Но почему же, несмотря на все современные малоинвазивные технологии и отточенную хирургическую технику, возникает недостаточность колоректальных анастомозов? Без короткого экскурса в далекое прошлое здесь не обойтись.
Одним из ранних упоминаний, описывающих практику кишечной деконтаминации, является статья старшего врача королевской клинической больницы, профессора медицины Burney Yeo «Дискуссия о кишечных антисептиках», опубликованная в журнале British Medical Journal 4 ноября 1899 г. В этой статье была высказана идея обеззараживания кишечника: «…Смесь бензоатов, салицилатов и нафтола. 15 капель такой смеси два раза в день безвредны». Доказательством того, что эта смесь действует как антисептик, служила быстрая дезодорация твердых и газообразных выделений из кишечника. Систематическая кишечная ирригация в этих случаях также была признана ценным подспорьем для антисептической подготовки кишки [11].